Муранское стекло - славная история венецианского чуда

История муранского стекла насчитывает несколько веков. Оно возникло в Венеции в восьмом веке. Этому способствовали многие факторы, такие, как изобретение особого метода выдувания стекла древними римлянами в 50-е годы до нашей эры, а также очень удобное географическое положение города, который оказался на перекрестке торговых путей из Европы в Восточные страны. К концу восьмого века огромное количество стекольных фабрик стало серьезно угрожать жизни города, после чего в 1291 году городскими властями было решено переместить стекольные фабрики на остров Мурано.

В 15-м веке предметы роскоши из муранского стекла, мы бы их назвали «сейчас стильная бижутерия», стали предметом вожделения большинства знатных людей, которые страстно желали обладать роскошными украшениями, считавшиеся атрибутом богатства и власти. Особенно ценились модные в то время кулоны, браслеты, серьги, а также объемные блюда и чаши на ножках, изящные кувшины с красиво изогнутой ручкой, кубки для напитков, бокалы. Городские власти очень строго следили за мастерами, чтобы те никому не выдавали секреты производства стекла, под запрет вывоза за границу попали даже материалы, из которых изготавливали стеклянную массу. Мастерам под страхом смертной казни запрещалось покидать остров.

К великому сожалению, в 17 веке славные традиции производства венецианского стекла были подорваны, так как изменилась география торговых путей, возникли конкурирующие производства во Франции, Моравии, Силезии и Богемии. В 1806 году во время оккупации Венеции наполеоновскими войсками были уничтожены все фабрики и цеха по производству стекла на острове Мурано, а затем город вошел в состав австрийской империи Габсбургов, благоволивших богемскому стеклу, что окончательно похоронило надежды на возрождение старинного промысла.

И все-таки в 1854 году муранское стекло, украшения из него стали делать на фабриках братьев Тосо и адвоката Антонио Сальвияти. После освобождения из-под гнета австрийцев нашлись местные стеклодувы-самородки - Лоренцо Ради, Фрателли Боравьер, Франческо Ферро э Фильо, которые сумели буквально «воскресить» из небытия сложнейшую технику древнего стеклянного производства и восстановить, казалось, безвозвратно утраченные умения и навыки. В 1921 году появилось новое направление в производстве муранского стекла - стиль «модерн», законодателями мод в котором стали Паоло Венини и Джакомо Каппеллини, также основавшие новую фабрику.

В производстве муранского стекла выделяют несколько технологий:

1) vetrofusione (ветрофисионе) - многослойное стекло, при котором спаиваются пласты стекла, создавая причудливые картины;

2) murrina (муррина) - мозаичное стекло с различными узорами (геометрическими или абстрактными фигурами);

3) millefiori (миллефиори) - «тысяча цветов»;

4) lattichino (латиччино) - «маленькие молочные берега», стекло представляет собой спираль из матового перекрученного стержня;

5) zanfirico (занфирико) - обычный бесцветный стержень оборачивают стеклянными цветными нитями, густо укладывая витки;

6) a lume (э люме) - придание различной формы куску мягкого разогретого стекла, с помощью этой техники изготавливают perle (перле) бусинки, помещая внутри цветное стекло или драгоценную фольгу (серебро 925-ой пробы или 18-ти каратную золотую фольгу);

7) pulegozo (пулегозо) - воздушные пузырьки в стекле;

8) филигрань - техника введения в прозрачное стекло тонких разноцветных ниточек в хаотичном или упорядоченном сплетении;

9) кракелаж - стекло с внутренними трещинками;

10) авантюриновое стекло - добавление меди в стекло для мерцания.