5 июня – Левонов день: что делать с разбитым в этот день зеркалом согласно старинному обряду

1
Материал носит исключительно развлекательный характер
И почему наши предки верили, что этот день – последний шанс посадить огурцы.

5 июня церковь вспоминает святого Леонтия Ростовского, епископа, который прибыл в Ростов из Константинополя и обратил город в христианство мудростью и добротой.

История святого Леонтия Ростовского

В далёком XI веке жил в Константинополе (нынешний Стамбул) молодой человек по имени Леонтий. Он был очень образованным: свободно говорил на греческом и русском языках, прекрасно читал книги. Но главное, с младых ногтей чувствовал особое призвание и в конце концов стал монахом.

Леонтий был настолько мудр и добродетелен, что его назначили епископом в далёкий русский город Ростов. Но это было не повышение, а скорее, ссылка в трудное место. Оба его предшественника, епископы Фёдор и Иларион, сбежали. Жители Ростова были язычниками, поклонялись старым богам, идолам, и яростно сопротивлялись христианству.
Икона святителя с надписью «Леонтий» на фоне храмов и святых, святой изображён в митре и с крестами на одежде, в руках — Евангелие
5 июня – день памяти святого Леонтия Ростовского
Источник: DALL-E
Леонтий приехал в Ростов и сразу понял: местных не переубедить. Они слишком закостенели в своих верованиях. Тогда он начал работать с детьми. Он ласково разговаривал с малышами, рассказывал им о Христе, объяснял, почему не стоит кланяться деревянным идолам. Дети слушали с интересом, им нравился добрый и умный епископ.

Но взрослые жители города были в ярости. «Как смеет этот чужак портить наших детей!», – кричали они. Однажды собралась толпа с оружием и дубинками, решив изгнать Леонтия.

Леонтий мог бы спрятаться, убежать, как его предшественники. Но он поступил иначе. Собрал своих священников, велел им надеть праздничные одежды, взял кресты и вышел навстречу разъярённой толпе.
Произошло нечто невероятное. Когда люди увидели лицо Леонтия, оно показалось им ангельским. Одни упали замертво, другие ослепли от страха. Но Леонтий не мстил: он помолился, и все исцелились. После этого чуда многие жители Ростова поверили в Христа и крестились.
Леонтий прожил в Ростове много лет, совершил множество чудес и мирно умер. Его похоронили в деревянной церкви Богородицы. Шли годы, десятилетия. Город рос, менялся. В XII веке случился страшный пожар, который уничтожил почти весь Ростов, в том числе и ту старую церковь. Могила Леонтия была забыта.

Князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха, решил построить на месте сгоревшей церкви новую – каменную. Рабочие начали копать фундамент и наткнулись на множество старых гробов. Среди них оказался один особенный. Когда его вскрыли, все были поражены: тело Леонтия выглядело так, словно он умер вчера! Лицо светилось, одежды не истлели, даже в руках сохранился свиток с именами священников, которых он рукоположил.

Весть об этом чуде быстро дошла до князя Андрея во Владимир. Он велел изготовить каменный гроб и торжественно перенести мощи Леонтия в новую церковь. С тех пор у гроба святого стали происходить исцеления. Установили день его памяти – 23 мая (или 5 июня по новому стилю).

В народной культуре

В крестьянском календаре этот день именовался Левоном Огуречником или Конопляником. К 5 июня по новому стилю наши предки завершали огородные дела – высаживали последние огуречные семена и разбрасывали коноплю по полям. Старики учили: опоздаешь с посадкой – останешься без урожая. Конопля была ценной культурой – из неё плели крепкие веревки и ткали холсты для одежды.
В этот же период принято было открывать двери для гостей, собирать всю родню за общим столом и выбрасывать из дома накопившийся хлам.
Женщины соблюдали множество строгих правил. Голову мыть – к проблемам, чужой гребешок брать – к сплетням и раздорам. Молотки и пилы убирали подальше – любой ремонт обернется новыми поломками. Собираться в дорогу тоже было плохой затеей – на чужбине счастья не видать.
Если зеркало вдруг разлетелось вдребезги, хозяйки действовали по древнему обряду: молча собирали осколки освященным веником, укутывали в черное полотно и зарывали в землю под мертвым деревом.
Люди старались сохранять мир в душе – не браниться, не хмуриться и не подглядывать за работающими соседями. Верили, что любопытные зрители сглазят чужое дело, а себе накличут беду и обман.
Водоемы становились опасными до конца недели – русалки якобы поджидали неосторожных купальщиков. Девушки гадали на березовых венках: кинут в реку – поплывет к добру, потонет к горю.