31 мая по новому стилю (или 18 по старому) церковь вспоминает святого мученика Феодота Анкирского. О подвигах святого и народных верованиях, связанных с этим днём, читайте далее на uznayvse.ru.
История мученика Феодота Анкирского
Святой Феодот жил в конце III – начале IV века в городе Анкира (территория современной Турции). Он был обычным семейным человеком, довольно зажиточным – держал постоялый двор с корчмой.При этом Феодот был глубоко верующим христианином. Его беседы о вере привели к христианству многих людей других религий и помогли грешникам раскаяться. За праведную жизнь, как гласит его житие, Бог дал ему особый дар – он мог исцелять больных, просто возложив на них руки.

Источник:
DALL-E
Несмотря на все опасности, Феодот продолжал помогать своим единоверцам: кормил голодающих христиан, жертвовал деньги на нужды разрушенных церквей, навещал заключенных в тюрьмах и поддерживал их, убеждая не отрекаться от веры. Он выкупал тела казненных христиан и хоронил их по всем правилам. Когда все церкви закрыли, Феодот превратил свой постоялый двор в место для проведения богослужений.
В конце концов Феодота арестовали за то, что он похоронил семь христианок-мучениц, среди которых была его родственница. На суде он открыто исповедал веру во Христа, не испугавшись последствий. После долгих пыток его казнили мечом (7 июня 303 или 304 года). Знакомый священник с почестями похоронил Феодота, а позже построил над его могилой церковь.
В народном календаре
31 мая (18 мая по старому стилю), день памяти святого мученика Феодота, в народном календаре имел несколько имён: Федот Овсяник, Федот Житник, а также Семь дев.По дубовой листве предсказывали урожай овса и других яровых культур, а также определяли подходящее время для посева льна. Существовала народная мудрость: «Придет Федот – последний лист на дубе развернет; дуб одевается, скотина наедается».Дуб занимал центральное место в народных верованиях этого дня. Крестьяне считали, что полностью распустившиеся листья означают пробуждение земной силы и готовность почвы принять семена.
Существовал древний обычай угощения этого священного дерева – к его корням выливали овсяный кисель, веря, что это обеспечит благоволение природы.
Помимо земледельческих забот, этот день был окрашен романтическими традициями. Молодежь устраивала гуляния и хороводы, надеясь на помощь святого в сердечных делах. Считалось особенно благоприятным встретить в этот день суженого или суженую.
Однако существовали и строгие запреты: нельзя было начинать новые важные дела, носить чужие вещи или нарушать покой дубовых рощ.