За кулисами "28 дней спустя" — как создавали главный зомби-хоррор XXI века

Как снимали сцену с безлюдным Лондоном? Как родилась идея фильма? Какие финалы были кроме основного?

Пока все обсуждают новую часть франшизы (третий фильм серии, "28 лет спустя", вышел 20 июня 2025 года), я хочу обратиться к тому, с чего все начиналось.

Когда Дэнни Бойл взялся за сценарий Алекса Гарленда, он и не подозревал, что создаст один из самых влиятельных фильмов 2000-х. "28 дней спустя" не просто вдохнул новую жизнь в поджанр зомби-хоррора — он трансформировал его. И сделал это с минимальным бюджетом, цифровой камерой и без толп массовки.

Как родилась идея

Идея возникла у Гарленда вскоре после "Пляжа". По данным "Википедии", он перечитал всю классику жанра — от Джорджа Ромеро до романа "День триффидов" Уиндема.

Гарленд решил отказаться от шаблона "мертвецов, восставших из могил", и заменил его вирусом ярости — инфекцией, отражающей страхи начала 2000-х: биотерроризм, ВИЧ, Эбола. Этот реализм усиливал ужас, делая монстров пугающе правдоподобными.

Трехактовая структура и страхи времени

Бойл выстроил фильм по классике: акт 1 — Лондон, акт 2 — дорога, акт 3 — военная база. Каждый шаг главного героя (Киллиан Мерфи) — это эволюция человека в катастрофе.
Актер Киллиан Мерфи поднял руки к голове и улыбается, на фоне очертания Лондона в красных тонах
Часть постера и кадр из фильма "28 дней спустя"
Источник:
Открывающая сцена на опустевшем Вестминстерском мосту стала иконой нового постапокалипсиса. "28 дней спустя" был не просто хоррором, а социальной метафорой — фильмом о государстве, которое быстро мутирует, когда исчезает контроль.

Три разных финала

Изначально режиссер снял сразу три концовки фильма, передает Screenrant. В альтернативных версиях Джим погибает.

Но зрители предпочли надежду. Бойл пошел им навстречу, выбрав теплую, почти оптимистичную развязку. Хотя лично я до сих пор считаю трагический финал более честным.

Как снимали безлюдный Лондон

Главное чудо фильма — опустевший центр Лондона. Для съемок перекрывали улицы на рассвете, у команды было по 20–60 минут.

По информации Ladbible, сцены снимались одновременно на 8 цифровых камерах Canon XL1. Все ради одного кадра: пустой город как символ конца привычного мира.
Актер Киллиан Мерфи в голубой одежде стоит на пустом мосту, рядом видно лондонские часы Биг-Бен
Кадр с безлюдным Лондоном из фильма "28 дней спустя"
Источник:
Даже огромный автобус в кадре — лишь 20 минут работы: его переворачивали, снимали сцену и убирали.

MiniDV, зерно и тревожный свет

Снимали почти все на камеру MiniDV. Это была редкость для полнометражного кино. Но режиссер и оператор Энтони Дод Мэнтл сделали из низкого качества преимущество: зернистое изображение усилило ощущение хаоса и документальности.

Ночные сцены снимались днем и затем намеренно "затемнялись" на постпродакшене. Освещение было минимальным, а горизонт постоянно завален — для тревожного эффекта.

Резко контрастное изображение фильма идеально соответствовало его сюжету о "вирусе ярости", который приводит к краху цивилизации.
Клэр Доннер из CBR

Звук конца света

Музыка — отдельный герой фильма. Дэнни Бойл вдохновлялся канадской построк-группой "Godspeed You! Black Emperor", но большую часть музыки написал Джон Мерфи.
Двое мужчин и девушка в грязной одежде стоят рядом с черной машиной
Кадр из фильма "28 дней спустя"
Источник:
Его трек "In the House — In a Heartbeat" стал музыкальной визиткой фильма и до сих пор используется в кино и играх, где нужно создать ощущение надвигающейся катастрофы.

Наследие

"28 дней спустя" сделал Киллиана Мерфи звездой, а Гарленда и Бойла — главными визионерами нулевых. Он перезапустил интерес к зомби и показал, что хоррор может быть умным.

Спустя два десятилетия фильм не потерял актуальности: он по-прежнему пугает, волнует и отражает страхи времени. Создание новых частей франшизы только подтверждает это. А ранее мы в uznayvse.ru рассказывали, что фильм "28 лет спустя" стал самой кассовой частью серии.