Эксперимент «Вселенная-25» (1968-1973)
Исследование «Вселенная-25», проведенное американским этологом Джоном Кэлхуном в период с 1968 по 1973 год, изучало воздействие высокой плотности популяции на повадки мышей. Ученый создал для грызунов подобие «утопии» – просторный вольер с неограниченным количеством пищи, воды и комфортными условиями существования.
Однако вскоре проявились значительные аномалии в поведении: самцы стали проявлять либо чрезмерную агрессию, либо, напротив, апатию; самки начали отказываться от материнских обязанностей; сформировались группы асоциальных индивидов; возникли нестандартные формы сексуального поведения; участились случаи каннибализма.

Эксперимент «Маленький Альберт» (1920)
Этот противоречивый эксперимент был проведен Джоном Уотсоном и Розали Рейнер для изучения обусловленных эмоциональных реакций.Объектом эксперимента стал 9-месячный мальчик по имени Альберт. Изначально он не боялся белых крыс. Исследователи начали показывать ему грызуна, сопровождая это громким пугающим звуком.
В результате у ребенка выработался сильный страх не только к крысам, но и к другим пушистым предметам и животным. Эксперимент вызвал огромную критику из-за неэтичности и потенциального вреда для психики ребенка.

Эксперимент с двухголовой собакой (1950-е)
Советский ученый Владимир Демихов провел серию экспериментов по пересадке головы собаки. Он присоединял голову и передние лапы щенка к шее взрослой собаки, создавая таким образом двухголовое существо.Обе головы могли функционировать независимо - пить, есть и реагировать на окружающую среду. Самая долгоживущая собака прожила 29 дней.
Эксперименты Демихова, хотя и шокирующие с этической точки зрения, внесли важный вклад в развитие трансплантологии.

Обучение голубей различать Пикассо и Моне (1990-е)
В 1995 году японский ученый Шигеру Ватанабе научил голубей различать картины Пикассо и Моне. Птицы получали зерно, клюнув изображение Пикассо. Постепенно они научились ассоциировать его картины с наградой.Удивительно, но голуби различали даже ранее не виденные работы этих художников, демонстрируя способность к обобщению и распознаванию стилей.
Они справлялись с задачей даже при черно-белых или размытых изображениях.Это открытие подняло вопросы о природе искусства и восприятии визуальной информации разными видами.

Эксперимент «Третья волна» (1967)
В 1967 году преподаватель истории Рон Джонс провел эксперимент под названием «Третья волна», наглядно продемонстрировав старшеклассникам механизмы манипулирования общественным сознанием.Он организовал движение с жесткой иерархией, специальной формой одежды и уникальным приветствием.
Всего за несколько дней «Третья волна» трансформировалась в нечто, напоминающее фашистскую организацию. Ученики стали доносить друг на друга и устраивать гонения на инакомыслящих. Осознав опасность ситуации, Джонс был вынужден прервать эксперимент.
