Почему мне страшно смотреть этот фильм, который признали лучшим в XXI веке

Он слишком близко подходит к реальности...

К "твоей" реальности. Так близко, что хочется отодвинуться. Сделать вид, что это не про тебя. Или, наоборот, притянуть поближе.

Именно так работают "Паразиты" Пон Чжун Хо — картина, которую The New York Times недавно назвал лучшим фильмом XXI века. И я понимаю, почему. Но честно скажу: мне до сих пор страшно его пересматривать.

Это не просто кино о бедных и богатых

Сюжет "Паразитов" звучит почти как байка: бедная семья хитростью пробирается в дом богатой семьи и постепенно занимает в нем все больше пространства.

Но чем глубже вникаешь, тем яснее: это не про хитрость и не про классовую зависть. Это про невидимую лестницу, по которой тебе никогда не подняться, как бы ловко ты ни петлял.

По словам кинокритика Марка Джонсона из "Awards Daily", фильм — это хитрый и изобретательный комментарий к проблеме экономического неравенства в Южной Корее. Причина, по которой этот фильм работает, заключается в том, что подобная система существует в обществах всех стран.

Ужас в правде

Обычно фильмы пугают тем, что может случиться. Призраки, маньяки, монстры из-за угла — это все страхи из мира фантазии. Они пугают, но не задерживаются. После титров — можно выдохнуть.
Двое мужчин и две женщины в домашней одежде сидят за столом и улыбаются
Семья Ким из фильма "Паразиты"
Источник:
А вот "Паразиты" пугают тем, что уже происходит. Прямо сейчас. За стеной. Или этажом ниже. Тут нет скримеров, но есть бытовой ужас, тот самый, который тихо ползает по углам твоей собственной жизни.

Это ужас жить в полуподвальном этаже, где даже солнце — гость редкий. Ужас не знать, чем платить за интернет. Когда твою ванную затопило нечистотами, и ты ничего не можешь с этим поделать. Слышать, как богатые морщат нос от твоего запаха — и понимать, что ты не виноват, но от этого почему-то только хуже.

"Паразиты" — это не хоррор, а социальная тревожность, выведенная на экран. И потому он страшнее любого выдуманного чудовища. Потому что монстр здесь — это реальность. И он не в шкафу. Он в порядке вещей.

Почему именно он — лучший?

Это кино, которое не боится быть неловким, жестоким и смешным одновременно. Оно говорит о неравенстве, но не с громкими лозунгами, а через неловкие ужины, фальшивые резюме, обман ради комфорта.
Парень и девушка в домашней одежде сидят рядом с унитазом с телефонами в руках
Кадр из фильма "Паразиты"
Источник:
Я помню, как впервые смотрел "Паразитов". Где-то на середине понял, что он совершенно меня не развлекает. Он меня раскрывает. Вскрывает. Показывает, насколько тонка грань между комфортом и унижением, между "просто заработать" и "паразитировать".

"Паразиты" пугают, потому что у них нет морали. Нет злодея. Нет правильного выхода. Есть только система. И ты в ней — или сверху, или снизу. Я сам не рос в богатстве, и некоторые сцены резонировали во мне слишком точно. Все это я чувствовал — и, думаю, не только я.

Этот фильм — не о Корее, а обо всем мире. О том, как легко можно оказаться по ту сторону стеклянной двери. И как сложно туда вернуться. А ранее мы в uznayvse.ru рассказывали о том, какой фильм звезда "Аноры" Майки Мэдисон считает одним из лучших в истории.