9 фильмов-антиутопий, предсказавших будущее

Антиутопии – во многом пророческий жанр, но некоторые картины особенно точно предугадали развитие технологий и общества.

«1984» (1984)

Самый известный роман Джорджа Оруэлла, символично экранизированный Майклом Рэдфордом в 1984 году, описал общество тотальной слежки. Телекраны, следящие за гражданами, заменила всеохватывающая сеть камер видеонаблюдения, умных устройств и социальных сетей. Манипуляция информацией и переписывание истории, показанные в фильме, перекликаются с современными проблемами фейковых новостей и информационных войн.
Кадр из фильма «1984»
Кадр из фильма «1984»

«Особое мнение» (2002)

Фильм Стивена Спилберга (хотя стоит отдать должное первоисточнику, одноимённому рассказу Ф. К. Дика), действие которого происходит в 2054 году, предугадал появление персонализированной рекламы, распознавания лиц камерами и сенсорных интерфейсов.
Особое мнение – трейлер
Сцены, в которой герой Тома Круза управляет компьютером жестами в воздухе, тогда казались фантастикой, а сегодня похожие технологии используются в игровых приставках и виртуальной реальности. Персонализированная реклама, которая обращается к героям по имени, стала повседневностью благодаря «большим данным» и пугающим алгоритмам таргетинга.

«Гаттака» (1997)

Лента с Итаном Хоуком затронула тему генетической дискриминации задолго до появления технологий редактирования генома. Сегодня, когда CRISPR (своего рода «ножницы» для ДНК, которые позволяют вырезать, вставлять или исправлять гены) и другие методы генной инженерии становятся реальностью, этические вопросы, поднятые в фильме, актуальны как никогда. Общество, в котором людей оценивают по их генетическому потенциалу, уже не кажется такой уж фантастикой.
Гаттака – трейлер

«Сеть» (1995)

Фильм «Сеть» с Сандрой Буллок предсказал проблемы цифровой идентичности и кибер-преступности ещё в 1995 году. Сюжет о женщине, чья личность была полностью стёрта и заменена в цифровом мире, сегодня выглядит как предупреждение о рисках фишинга и кражи персональных данных.
Сеть – трейлер (английский язык)

«Эквилибриум» (2002)

Сюжет этой антиутопии, звездой которой стал Кристиан Бейл, строится вокруг общества, в котором власть в принудительном порядке контролирует эмоции граждан с помощью медикаментов. Хотя мы не дошли до принудительного подавления чувств, растущее потребление антидепрессантов и других психотропных препаратов делает этот фильм тревожно актуальным.
Эквилибриум – трейлер

«Видеодром» (1983)

Крайне неприятный фильм мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга еще в 1983 году предсказал влияние виртуальной реальности и зависимость от сомнительного качества медиаконтента. Главная мысль, которую пытался донести режиссер: миром правит тот, кто даст людям зрелища. Сегодня, когда VR-технологии становятся всё доступней, а проблема зависимости от социальных сетей признана реальной угрозой, фильм кажется пророческим.
Видеодром – фанатский трейлер

«Чёрное зеркало» (2011-2023)

Особенно точным в своих предсказаниях оказался сериал «Чёрное зеркало», что неудивительно, ведь первый его сезон вышел относительно недавно, в 2011 году. Многие его эпизоды, особенно серия про социальный рейтинг с Брайс Даллас Ховард и виртуальное бессмертие, перекликаются с реальными технологическими разработками и социальными экспериментами.
Чёрное зеркало. Социальный рейтинг

«Превосходство» (2014)

«Превосходство» с Джонни Деппом говорит о проблемах развития искусственного интеллекта и связанных с этим этических проблем. Сегодня, когда ИИ развивается стремительными темпами, звучит особенно злободневно.
Превосходство – трейлер

«Голодные игры» (2012)

Конечно, мы пока что далеки от мира «Голодных игр». Но несколько современных трендов фильм предсказал очень точно. Главное «пророчество» фильма – использование развлекательного контента как инструмента социального контроля. В антиутопическом Панеме власти используют реалити-шоу для удержания контроля над населением.
Голодные игры – трейлер
Сегодня мы видим похожие параллели. Медиапространство заполонила реалити-культура, а люди готовы на всё ради славы и внимания (чего стоя только скандальные трэш-стримеры вроде Меллстроя или Рилфлая). Медийные персоны становятся объектами постоянного наблюдения, их жизни превращаются в развлечение для масс.

Многие из этих фильмов не только предугадали технологические новинки, но и точно предсказали социальные последствия их внедрения. Они предупреждали о рисках потери приватности, социального расслоения на новых основаниях, манипуляции сознанием через медиа и этических проблемах технологического развития. Сегодня эти предупреждения кажутся более актуальными, чем когда-либо. Предлагаем также подборку небанальных фильмов для новогоднего настроения.