Во-первых, они излучают свет, так или иначе преобразуемый их отражателями, рассеивателями и другими элементами конструкции, поэтому обращают на себя наибольшее внимание при получении первого впечатления от помещений. Во-вторых, освещая те или иные помещения жилища, они формируют зрительное представление о предметной среде со всеми ее компонентами. В-третьих, включаясь в ансамбль этой среды в качестве ее композиционно-стилистически значимых элементов, светильники активно влияют на стилевой характер интерьеров.
Сейчас для каждого городского жителя нет ничего удивительного, в том, что его окружают разнообразные люстры, торшеры, бра и другие светильники. Однако, как же они появились? Электрические светильники с лампами накаливания появились более 130 лет назад после изобретения в 1872 г. А. Н. Лодыгиным угольной лампы накаливания, усовершенствованной Т. А. Эдисоном в 1879 г. (заменившим в стеклянной колбе электролампы уголь на нить из тугоплавкого металла). Все применявшиеся до этого типы освещения были светильниками с открытым пламенем: факелы, масляные лампады, лучины, вставляемые в светцы, свечные, керосиновые и газовые светильники. В последних, правда, язычок горящего пламени закрывали прозрачным стеклянным рассеивателем с отверстием сверху. Его можно считать прообразом стеклянной запаянной колбы электролампы.
Масляные светильники древнего Египта, Греции, Рима, как переносные настольные, так подвесные и напольные (прообразы торшеров), в том числе с несколькими подвешиваемыми на кронштейнах или цепях лампадами, уже представляли собой произведения прикладного искусства. Они выполнялись из камня и/или металла.
Интересными образцами художественного народного предметного творчества являются кованные из железа напольные светцы - лучинодержатели, создававшиеся нашими предками.
Подлинного расцвета как объекты предметного художественного творчества светильники достигают лишь с появлением доброкачественных свечей. Поэтому свечные светильники являются ценной частью художественного наследия в этой области материальной культуры. Наиболее совершенными в композиционно-светотехническом отношении можно считать многосвечные люстры с цветным стеклом и хрусталем.
Видов современных светильников великое множество:
- Люстры и другие подвесные светильники. Их высота регулируется на максимально комфортную, но к низким потолкам они не подходят.
- Хрустальные люстры не подвержены моде, и если интерьер гостиной тяготеет к классическому, они становятся символами домашнего гнёздышка. Люстра из хрусталя умножает свет, обстановке придаёт торжественность и уют, но она всегда должны сверкать чистотой.
- Люстры светодиодные украшают потолок, а самой гостиной придают изящное очарование. Сегодняшний практичный дизайн отдаляется от кованых, деревянных и люстр с элементами из фарфора, поглощающих свет, отдавая предпочтение светильникам, его пропускающим, отражающим и умножающим.
- Светильники точечные, которые привнёс в нашу действительность… гипсокартон. Сегодня они отличаются разнообразием, мощностью, дизайном, для потолков могут являться настоящим украшением. Есть даже герметичные, специально для помещений конструкции с повышенной влажностью.
- Галогенные светильники. Под них потолок не нужно сильно опускать, но обращаться с ними нужно предельно осторожно, исключительно в перчатках, потому что сделанная из плавленого кварца колбочка разрушается даже от жира с самых чистых пальцев, а лампочка перегорает.
Прошли времена, когда наши предки грелись у костра, а пещеру освешал факел. Современные светильники предоставляют широчайший выбор для любых целей.