Забытая классика
Про «Седьмую печать» слышали даже те, кто кино любит только постольку-поскольку. «Сцены из супружеской жизни» давно разобрали на цитаты. А вот «Страсть» — это уже материал для продвинутых киноманов.
Источник:
bigother.com
Драма среди холодных пейзажей
Сюжет фильма разворачивается на острове Форё — маленьком, пустынном клочке земли в Балтийском море. На этом острове сам режиссер прожил почти 40 лет и создал многие свои фильмы. «Страсть», например, буквально выросла из декораций его предыдущего фильма «Стыд» (1968).Главные герои картины — архитектор Элис, его жена Эва и их подруга Анна. В их размеренную жизнь вторгается разведенный Андреас, и все сразу идет наперекосяк. Эва становится его любовницей, Анна — близкой подругой. И чем дальше, тем больше эмоций и боли переплетаются в этом странном многоугольнике.

Источник:
imdb.com
Когда природа говорит за героев
В «Страсти» пейзажи — это не просто фон, а отдельный персонаж, живой и безжалостный. Серые горизонты, пустые берега, ветер, который буквально сквозит через экран… Остров подсказывает зрителю больше, чем слова героев. Черно-белая сцена у костра, где ветер буквально срывает слова с губ, до сих пор вызывает мурашки.Жанровая свобода и эксперименты
Попробуйте вкратце объяснить, что это за жанр — и ничего не выйдет. Это одновременно драма, психологический триллер, детектив и философская притча. Бергман не дает готовых ответов, не делит героев на «плохих» и «хороших». Он просто предлагает заглянуть в их души — и не факт, что вам там понравится. В британском архиве BFI «Страсть» значится как один из самых визуально смелых экспериментов Бергмана. В фильме нет привычного хронологического повествования. Время скачет, сюжетные линии обрываются, не успев начаться.А еще Бергман добавляет в фильм… интервью с актерами — они рассказывают о своих персонажах так, будто это документалка. В 60-е годы это прямое обращение к публике казалось настолько дерзким, что у зрителей просто сносило крышу.
Звезды в кадре и за кадром
Каст — мечта любого поклонника Бергмана: Макс фон Сюдов, Лив Ульман, Биби Андерссон и Эрланд Юзефсон. Но особую пикантность добавляет то, что Бергман и Ульман на момент съемок состояли в романтических отношениях — которые, правда, уже трещали по швам.Личная драма режиссера и актрисы буквально физически ощущается в кадре. «Он сказал: "Ты и я, мы болезненно связаны". Он был на 21 год старше меня и переживал кризис, тогда как я только начинала свой путь. Но он чувствовал, что я могу сыграть женщину, которая выразит то, что он чувствует», — рассказывает Лив в интервью журналу о моде, искусстве и культуре AnOther.
«Говорящие» цвета
Это второй цветной фильм Бергмана, и выглядит он так, что хочется постоянно ставить на паузу и рассматривать каждый кадр. Вместо сюрреалистичных кислотных тонов, которыми в то время увлекались многие, режиссер выбирает приглушенную гамму — охра, серый, темно-зеленый. И только время от времени экран буквально взрывается кроваво-красным — цветом желания, боли, страха.А еще здесь мы впервые можем оценить невероятную синеву глаз Ульман — ее предыдущие фильмы были черно-белыми. Режиссер дает нам шанс полюбоваться ею во время пятиминутного монолога, показанного полностью крупным планом.

Источник:
imdb.com
Почему это важно сегодня?
«Страсть» — это кино, которое не устаревает. Сегодня, когда в моде скандинавский нуар, фильм Бергмана смотрится удивительно современно — те же холодные пейзажи, скрытые эмоции и темные тайны. Картину обязательно стоит посмотреть, если вам понравилась драма Мэй эль-Туки «Королева сердец» (2019) — скандинавская проза жизни в обоих случаях бьет по нервам.Фильм задает вопросы, которые волнуют нас и сейчас — как справиться с одиночеством, как понять себя, как не сломаться, когда все летит к чертям. Не зря кинокритик Сэм Джордисон написал, что это «мощное, глубокое произведение искусства», а Роджер Эберт включил «Страсть» в десятку лучших фильмов 1969 года. Просто дайте этой картине шанс — и, возможно, она станет вашим личным открытием.