Биография Игоря Кваши
Игорь Кваша – народный артист РСФСР, актёр театра и кино, режиссер. Сыграл более сотни ролей, перевоплощаясь в ярких разноплановых героев. Чего стоит одна только фраза бургомистра из фильма «Тот самый Мюнхаузен»: «Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть!». Вел цикл поэтических радиопрограмм, до самой смерти был бессменным ведущим телепередачи «Жди меня». Ушёл из жизни в 2012 году после тяжёлой болезни.Детство, юность, семья
Игорь Кваша родился зимой 1933 года в Москве, в семье Владимира и Доры Кваш. Гораздо позже актер заинтересовался, откуда в еврейской семье взялась фамилия Кваша, но спросить было уже не у кого.Известно, что его дедушка Эль Меерович был зажиточным мещанином в местечке Покотилово Киевской губернии, а отец, Вольф Эльевич (позже записан как Владимир Ильич), окончил Харьковский технологический институт и стал технологом пищевых веществ. Работал инженером-химиком на Тульском рафинадном заводе, потом стал доктором химических наук, руководил кафедрой МХТИ имени Дмитрия Менделеева. Дора Захаровна была коренной москвичкой, окончила Московский медико-педологический институт Наркомздрава СССР. Работала в спецшколах дефектологом и сурдопедагогом и, хотя получала совсем небольшую зарплату, очень радовалась, когда видела, как дети с синдромом Дауна постепенно учатся читать, писать, общаться.
Ребёнком Игорь иногда приходил с мамой в ее школу и видел, что она обожала своих учеников и они платили ей взаимностью. Но сам мальчик не отличался примерным поведением. Тогда папа придумал оригинальный метод, о котором Кваша уже в зрелом возрасте вспоминал со смехом:
Летом 1941 года, когда началась война, Владимир Ильич, невзирая на бронь, несколько раз подавал заявления в военкомат, чтобы его отправили на фронт. С четвертой попытки ему это удалось. Мужчина стал командиром саперной части. Больше Игорь папу не видел и до конца своих дней так и не узнал, как тот погиб.…я рос чересчур капризным. Плохо ел, не слушался, не ложился спать… Однажды папа пошел на студию грамзаписи на улице Горького, записал на пластинку свой «дикторский текст» – тогда это можно было сделать даже частному лицу. Во время ужина он незаметно переключил нашу радиолу с радио на проигрыватель. Я услышал, что «в эфире радиостанция имени Коминтерна» и целую передачу о том, как «мальчик Игорь Кваша бегает вокруг стола», «не слушается родителей». Мало того, он договорился с родственниками, и они в назначенное время все стали звонить и спрашивать: «Игорь, ты слышал передачу?» Разумеется, я был потрясен. Вжался в стул, сразу побежал ложиться спать, зарыдал... Мама пришла меня успокаивать, я ее спрашиваю: «Мама, а Сталин в Кремле тоже слышал?» После этого я долго был как шелковый.
Мама скрыла от сына правду: ещё в 1943 году домой пришла похоронка, а спустя много лет ей стало известно, что муж попал в плен и был расстрелян, пока она с сыном находилась в эвакуации в Сибири. Именно в эвакуации мальчик впервые столкнулся с театром – он играл Морозко в одноименной сказке в школьном кружке. С этим спектаклем ребята выступали перед раненными бойцами в госпиталях.
Играя в мирной сказке, Кваша мечтал о том, как он убежит, попадет на фронт, станет «сыном полка» и будет бить фашистов. Однажды Игорь вместе с друзьями попытался пробраться в военный поезд, но их быстро обнаружили и вернули домой. Вернувшись из эвакуации в Москву, мальчик с мамой столкнулись с голодом. Доре Захаровне приходилось ездить по деревням, чтобы обменять одежду и предметы быта на продукты. Жили впроголодь, Игорь совсем отбился от рук – хулиганил, дрался, прогуливал школу. А если и ходил на уроки, то вел себя безобразно, как и его приятели. Их класс, замучивший учителей, расформировали по другим школам Москвы.
Кваша считал, что от серьезных ошибок в жизни его спасло лишь увлечение театром, к которому он пришел неожиданно для себя самого:
Невзирая на строжайший отбор, взяли Игоря и в Школу-студию МХАТ, на курс Александра Карева (настоящее имя – Шабшель Прудкин). Вместе с ним на курсе учились будущий худрук «Современника» Галина Волчек, будущие блистательные актеры Леонид Броневой и Анатолий Кузнецов, Ирина Скобцева и Людмила Иванова. Несмотря на то, что учиться приходилось по 12 часов в сутки, Игорь умудрялся брать уроки верховой езды на ипподроме, что позже весьма пригодилось во время съемок.…Насколько я помню, сначала я стал читать стихи Маяковского на школьных вечерах и, видно, делал это неплохо, потому что меня всегда заносили в список выступающих. Еще, видимо, сказалось то, что все эти годы мама меня водила по разным театрам – я их очень полюбил. Наверное, поэтому, когда мне кто-то сказал, что в Доме пионеров в переулке Стопани есть театральная студия, я решил пойти туда. Между прочим, был жесточайший конкурс, многих отсеивали. Но меня взяли.
Театр
Окончив в 1955 году Школу-студию, Кваша поступил на службу во МХАТ. На эту сцену он выходил в течение двух лет. Но в 1956 году возник театр «Современник» – детище инициативной группы молодых режиссеров и актеров во главе с Олегом Ефремовым, к которой примкнул и Игорь Кваша.Сначала репетировали по ночам, поскольку днём все были заняты в своих театрах. Новые постановки шли на сцене филиала МХАТ. Позже, при помощи Екатерины Фурцевой, было «выбито» помещение под театр, в котором Кваша сыграл большинство своих блестящих театральных героев. Впервые он предстал на сцене в образе Владимира в спектакле «Вечно живые» – дебютной постановке «Современника». Далее последовали «Голый король» по Шварцу, «Пятая колонна» по Хемингуэю, «Сирано де Бержерак» по Ростану…
Театралы стали ходить «на Квашу», и актер из года в год старался не разочаровывать своих поклонников. Он был органичен и в образе Якова Свердлова («Большевики»), и в роли Гаева («Вишневый сад»), и в образе доктора Стокмана в одноименной постановке. Бесконечный поклонник Михаила Булгакова, Кваша был счастлив самостоятельно поставить на театральных подмостках спектакли «Кабала святош» и «Дни Турбиных».
Затем последовали его режиссерские проекты «Кот домашний средней пушистости» по Владимиру Войновичу и Григорию Горину, «Балалайкин и Ко» по Михаилу Салтыкову-Щедрину, поэтическая постановка «А вам не хотится ль/Под ручку пройтиться?..».
Кинематограф
К сожалению, кинорежиссеры редко предлагали Кваше главные роли, ошибочно считая его интересным актером второго плана. Но Игорь Владимирович был настолько увлечен театром, что словно и сам не стремился в кинематограф. Тем не менее, на его счету имеется около семидесяти работ в кино, как малозаметных, так и высоко оцененных зрителями и критиками. Киноактерский дебют Кваши состоялся в 1961 году, когда он сыграл танкиста Тавризяна в картине «Сержант Фетисов». Весьма познавательной для актера стала его первая главная роль молодого Карла Маркса в исторической ленте «Год, как жизнь», в которой вместе с ним работали Руфина Нифонтова и Василий Ливанов.От фильма к фильму популярность Игоря Кваши росла. Его искрометность и убедительность отмечали в картинах «Любить» (Игорь), «Достояние республики» (атаман Лагутин), «Жребий» (вратарь Валентин Кротов). И тут в 1974 году на экраны вышла музыкальная комедия «Соломенная шляпка» с невероятным актерским ансамблем: Андрей Миронов, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Людмила Гурченко, Зиновий Гердт... Казалось, герой Кваши – гусар-любовник, «бешеный африканец» Тавернье, затеряется на фоне подобного актерского блеска. Но его дуэт с Екатериной Васильевой (неверная жена Анаис) стал подлинным украшением картины. Уже будучи народным артистом РСФСР, Игорь Владимирович снялся в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), снятом по сценарию близкого друга актера – писателя Григория Горина. И – проснулся знаменитым после премьеры.
Его бургомистр и по совместительству друг барона Мюнхгаузена ( Олег Янковский), так и сыпал фразами, которые тут же уходили в народ: «Будучи в некотором нервном перевозбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами: «На волю, всех на волю!», «Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?!», «Все пойдет по плану. После увертюры – допрос. Потом последнее слово подсудимого, залпы, общее веселье, танцы». И в довершение – о чем-то героическом. Совсем иной образ создал Кваша в комедийном вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара капуцинов»(1987). Его герой-пастор – не может устоять перед очарованием главной героини, хоть она его и отвергает. Актер сделал своего персонажа не только смешным в его вожделении, но и коварным подстрекателем, чьи планы разбиваются о простодушие и доброту мистера Ферста в исполнении Андрея Миронова. Сам Кваша редко бывал доволен своей игрой в кино. Единственный персонаж, которого он считал удачным воплощением на экране – Иосиф Сталин в драме «Под знаком скорпиона». В интервью 2011 года Кваша рассказывал:
Я с молодых лет интересовался Сталиным – даже собирал рассказы очевидцев о нем. Три года назад вышла моя книга «Точка возврата» – в ней много таких историй… В какой-то момент мне стало казаться, что я его хорошо знаю и понимаю, но полностью понять эту неохватываемую дьявольскую личность, думаю, очень сложно. Перед съемками я общался с его родственниками, но совсем немного. Важнее было знакомство с Сергеем Кавтарадзе, который знал Сталина лет 35, с самого подполья… Он допускал, что Сталин к концу жизни заболел и у него развились паранойя и мания преследования, но жестокость была в нем всегда.
Радио и телевидение
Актер с радостью принимал предложения поработать чтецом на радио. Любимым автором он называл Александра Пушкина и его «Пиковую даму». Также ему нравилось читать Владимира Маяковского, Александра Блока, Михаила Лермонтова, Ги де Мопассана.Помимо цикла поэтических передач, Игорь Владимирович вдохновенно записывал романы Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и Михаила Булгакова «Белая гвардия». Кроме того, артист сумел записать пластинки со стихами Анны Ахматовой и Бориса Пастернака. И, конечно, многие помнят Игоря Квашу как ведущего передачи «Жди меня», которая выходила в эфире с 1998 года. Соведущей артиста стала Мария Шукшина, а когда болезнь не позволяла Игорю Владимировичу выходить в эфир, его временно заменяли Сергей Никоненко, Александр Домогаров и Михаил Ефремов.
Самым трудным для актера было то, что он через себя пропускал тысячи историй родных пропавших людей.
Собственно, вести передачу несложно, самое сложное – это нервное напряжение. Невозможно отделить себя от переживаний людей, которые приходят в студию… Я не знаю, как можно отстраняться от чужого горя. Но самое главное в этой программе, это то, что люди смотрят ее и учатся быть добрее, учатся сопереживать. Эти как раз то, что советская власть старательно выбивала из людей. Это сейчас очень важно возобновить, когда столько насилия и жестокости.
Личная жизнь Игоря Кваши
Первой женой артиста стала его коллега Светлана Мизери, с которой Кваша был знаком со школьных лет. Вместе они занимались в театральной студии, вместе поступили в Школу-студию МХАТ и, на радостях, сыграли свадьбу прямо на первом курсе.Семейная жизнь не задалась, но с разводом они затянули – к тому времени Кваша уже жил семейной жизнью с врачом-рентгенологом Татьяной Путиевской. Пара ждала ребёнка, когда Игорь со Светланой наконец сумели выбраться в загс, чтобы поставить в паспортах штампы о разводе. Только тогда в срочном порядке Кваша женился на любимой. Вспоминая о том, как они впервые встретились, супруги всегда добрым словом вспоминали Галину Волчек, которая их познакомила в Крыму. Она настояла на приезде Кваши и познакомила его со своей хорошей приятельницей Таней, отдыхавшей там с мамой и отчимом, известным в СССР драматургом Александром Штейном. Девушка так понравилась актеру, что он сделал ей предложение сразу по возвращении в Москву. Через несколько месяцев после свадьбы у счастливых супругов родился сын Владимир. Он, как и его мама, стал впоследствии врачом.
Игорь Владимирович и Татьяна Семеновна прожили вместе более 55 лет, сыграли свадьбу и сыну, который женился на Наталье Лифатовой, были прекрасными дедушкой и бабушкой для внучки Насти и внука Михаила.
Смерть и память
После 75-летия Игорь Кваша стал чувствовать себя все хуже, но почти до последних дней жизни выходил на сцену родного «Современника» и продолжал вести программу «Жди меня».У актера были серьезные проблемы с легкими, но он так и не смог отказаться от курения, хотя ему иногда приходилось использовать по три-четыре ингалятора, чтобы отыграть один спектакль.
Летом 2012 года 79-летнего артиста госпитализировали на плановый осмотр в клинику. Как говорил его сын, он навещал отца накануне 30 августа, и ничего не предвещало беды. Внезапно Игорю Владимировичу стало хуже, его перевели в реанимацию, откуда он уже не вернулся. Прощание с актером проходило в «Современнике» 4 сентября. Похоронили его на Троекуровском кладбище.
К 90-летию одного из основателей театра, которого называли его «совестью», на Другой сцене «Современника» состоялась постановка спектакля-байопика Ивана Комарова «Кваша: а вдруг?». Личность Игоря Владимировича раскрывается через воспоминания людей, которые близко его знали. В основе постановки – книга актера «Точка возврата». Также юбилейную дату отметили выставкой и специальным театральным представлением «Эт самое… Кваша».
Интересные факты
- В молодости Игорь Кваша писал картины «для души»: натюрморты, пейзажи с выездом на пленэр, портреты. Некоторые полотна он дарил друзьям, которые позже легли в основу персональной выставки. Артист говорил, что если бы жизнь можно было бы прожить сначала, то вполне вероятно, что он занялся бы живописью.
- Однажды Кваша признался, что в свободное от репетиций время основатели «Современника» играли в кости на деньги. После вечерней репетиции Олег Ефремов оставлял Совет якобы на совещание, а на самом деле на азартную игру. Но поскольку денег у всех было мало, то выписывались векселя, или играли на «по ж..е». После такой экзекуции, как вспоминал Кваша, «зады потом у всех были синие и руки опухшие, потому что так сильно били ладонями по пятой точке».
- Артист всегда старался поддерживать хорошую физическую форму. Ещё студентом получил второй разряд по конному спорту. Также увлекался футболом, хоккеем, теннисом, в который часто играл вместе с Андреем Мироновым – тот тащил друга на корт в самое жаркое время лета:
Вечером народу было много, настоящая очередь, приходилось подолгу ждать. Андрей был склонен к полноте и, чтобы сбросить вес, шел на корт днем, да еще и в шерстяном тренировочном костюме!
.
Важные события в жизни
- 1951 год: поступил в Школу-студию МХАТ. Женился на однокурснице Светлане Мизери.
- 1955 год: по окончании вуза поступил на службу во МХАТ имени Максима Горького.
- 1956 год: стал сооснователем театра «Современник». Дебютировал в спектакле «Вечно живые». Развелся с первой женой. Женился на враче Татьяне Путиевской.
- 1957 год: родился сын Владимир.
- 1960 год: вышел на сцену в спектакле «Голый король».
- 1961 год: дебютировал в фильме «Сержант Фетисов».
- 1964 год: сыграл главную роль в спектакле «Сирано де Бержерак».
- 1966 год: сыграл главную роль в фильме «Год как жизнь».
- 1968 год: удостоился звания заслуженного артиста РСФСР.
- 1970 год: начал работать на радио.
- 1971 год: сыграл главную роль в фильме «Преждевременный человек», снялся в фильме «Достояние республики».
- 1975 год: снялся в фильме «Соломенная шляпка».
- 1976 год: сыграл главную роль в спектакле «Вишневый сад».
- 1978 год: удостоился звания народного артиста РСФСР.
- 1979 год: сыграл главную роль в фильме «Тот самый Мюнхаузен».
- 1981 год: дебютировал в качестве режиссера со спектаклем «Кабала святош».
- 1984 год: в качестве режиссера поставил спектакль «Дни Турбиных». Снялся в фильме «Сказки старого волшебника».
- 1987 год: снялся в фильме «Человек с Бульвара капуцинов».
- 1989 год: сыграл главную роль в спектакле «Крутой маршрут».
- 1991 год: родилась внучка Анастасия. Снялся в фильме «Хищники».
- 1992 год: снялся в фильме «Сердца трех».
- 1995 год: родился внук Михаил. Награжден орденом Дружбы. Сыграл главную роль в фильме «Под знаком скорпиона».
- 1998 год: стал ведущим телепередачи «Жди меня».
- 2001 год: в качестве режиссера возобновил постановку «Балалайкин и Ко».
- 2004 год: снялся в фильме «Московская сага».
- 2005 год: сыграл главную роль в фильме «Ленинградец».
- 2006 год: награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
- 2007 год: написал и издал книгу мемуаров «Точка возврата».
- 2012 год: снялся в фильме «Глаз Божий». Удостоен российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение театральному Отечеству».
- 30 августа 2012 года – дата смерти.
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49