Биография Вениамина Смехова
Вениамин Смехов – советский и российский театральный и киноактер. Самый честный и благородный граф де Ла Фер, Атос советского кинематографа. Писатель и сценарист, документалист и режиссер телевизионных спектаклей. Весьма дорожит литературной наградой «Петрополь» и Царскосельской художественной премией, но отказался от «юбилейного» звания народного артиста России, поскольку считает, что подобная награда должна была быть вручена всем актерам театра на Таганке еще в молодости, а не ему одному к семидесятилетию. В 2020 году актер отметил свое восьмидесятилетие творческим вечером «Бродский и вокруг» в Пушкинском музее.Детство, юность, семья
Веня родился летом 1940 года в семье Бориса Смехова и Марии Шварцбург в Москве. Своего отца, доктора экономических наук, мальчик впервые увидел лишь в пятилетнем возрасте, когда тот вернулся после войны. В военное время малыш с мамой два года были в эвакуации в Кировской области. Вернулись в 1943 году. Мария Львовна отдала сына в детский сад на шестидневку, а сама продолжила учебу в медицинском вузе. По его окончании стала работать врачом-терапевтом, затем стала заведующей отделением. В 1947 году у Вени появилась сестра Галина. Но родителям Вениамина было далеко до многодетной семьи его дедушки по отцу. У дедушки Моисея Яковлевича, уроженца Гомеля, было трое сыновей – Борис, Лев и Ефим, а также дочь Рахиль. Борис Моисеевич, вернувшись с войны, рассказывал сыну, каким прекрасным и дружественным был Гомель его детства. В городе жили люди многих национальностей, но никому не приходило в голову делить их по национальному признаку. Сыновья умоляли отца в самом начале Великой Отечественной войны уехать из Белоруссии, Моисей Яковлевич же, вспоминая Первую мировую, верил, что никого немцы не тронут. Его все-таки удалось уговорить, и лишь в эвакуации он узнал, что нацисты не пощадили из оставшихся никого: ни белорусов, ни евреев, ни украинцев с русскими.Сыновья забрали отца в Москву, где обосновались сами. Лев и Ефим стали художниками-иллюстраторами, окончив легендарный ВХУТЕМАС. Первый сотрудничал с известными изданиями: «Огоньком», «Крокодилом», «Пионерской правдой», рисовал много эскизов гомельской тематики. Второй брат стал главным художником в МедГИЗе. А Бориса привлекла экономика.
Однажды Вениамин, став постарше, разбирал архивные папки и наткнулся в них на письма дедушки. Его поразило, каким легким, грамотным и изящным был их слог. Позже, в одном из интервью, актер вспомнит о них:
Тем не менее, свое детство мальчик провел на Второй Мещанской улице Москвы и первой его мечтой была профессия шофера, которым он решил стать, когда вырастет. Но лишь только Веня научился читать и писать, как увлекся сочинительством стихов и прозы. Затем Смехов стал заниматься в драматическом кружке Дома пионеров Дзержинского района, который находился пот патронатом Ролана Быкова. Несмотря на застенчивость, Веня сыграл Евгения Онегина в одной из самодеятельных постановок, участвовал в концертах и капустниках. Был активным пионером, затем комсомольцем. Его желание стать артистом расстроило родителей, которые видели единственного сына журналистом или студентом литературного института. Но Вениамин поступил в Щукинское училище на курс Владимира Этуша. Его застенчивость едва не лишила его студенческой скамьи, поскольку мастер считал, что робкому и не слишком уверенному в себе Смехову не удастся стать актером. Он перевел его в вольные слушатели, но уже через год вернул обратно на курс и выставил наивысший балл за актерское мастерство.Я стал понимать, откуда столь высокая степень речевой культуры у старших Смеховых, и откуда наша, моя и Алики, тяга к поэзии, музыке, старым песням. Все – из Гомеля.
Театр и кино
По окончании Щукинского училища Смехов попал в театр Куйбышева по распределению. В труппе театра молодого актера приняли без особого воодушевления, но ввели на четыре роли в спектаклях в первый год службы и еще на четыре – во второй. Наиболее памятными стали Парадизов из «Дела Артамоновых» и Лелло Мескиари из «Опаленных жизнью». Отработать обязательные после распределения три года Смехов не сумел. Приехав в Москву в очередной отпуск, он не вернулся вовремя в Куйбышев, схлопотал выговор и тут же упросил режиссера отпустить его раньше положенного. Найти работу в театрах столицы оказалось непросто. Вениамин уже подумывал всерьез сменить профессию и заняться литературой, но режиссер Театра драмы и комедии Александр Плотников что-то рассмотрел в начинающем актере и зачислил в штат. Роли у Смехова поначалу были небольшими, но он мог работать с таким режиссером, как Петр Фоменко, у которого многому учился. Вскоре театр переименовали, в него пришел новый руководитель – Юрий Любимов. Начался «золотой век» для театра на Таганке и для Вениамина Смехова в частности. Его ввели в такие постановки, как «Добрый человек из Сезуана» (третий бог), «Герой нашего времени» (автор), «Десять дней, которые потрясли мир» (воплощал сразу семь образов), «Гамлет» (Клавдий). Помимо множества образов, воплощенных им на сцене, Смехов участвовал в работе над новыми сценариями наряду с Леонидом Филатовым. Любимов доверил ему несколько режиссерских постановок: «Час пик», «Под кожей статуи Свободы», «Ревизская сказка». В спектакле «Мастер и Маргарита» сыграл Воланда. Параллельно с работой в театре Вениамин начал понемногу сниматься в кино. Дебютной ролью стал барон Краузе в культовой картине 1968 года «Служили два товарища». Далее Смехов появился в роли Арамиса в телевизионном спектакле «Двадцать лет спустя» и в роли Смока из музыкального фильма «Смок и Малыш». Смехов навсегда завоевал любовь телезрителей его благородный меланхоличный Атос из фильма-легенды «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Актер узнал, что такое всенародная слава и популярность, но звездной болезнью не страдал. Он уже работал над сценарием музыкальной сказки «Али-Баба и сорок разбойников», в которой образы главных героев воплотили Олег Табаков, Армен Джигарханян, Сергей Юрский.Режиссер, педагог, писатель
В девяностые годы Смехов мало снимался в кино, зато активно занимался преподаванием и режиссурой. В копилке его режиссерских работ оперные и драматические постановки: «Любовь к трем апельсинам», «Пиковая дама», «Трагедия Кармен», «Мы играем Маяковского», «Самоубийца», «Голый король», «Две сестры», «Королевский бутерброд». Спектакли шли в России, Израиле, Германии, Франции, Америке, Англии, Чехии. Из-под пера Вениамина Борисовича вышли такие произведения, как «Мои товарищи – артисты», «Живой и только. Воспоминания о Высоцком», «Скрипка мастера», «Когда я был Атосом…». В последней книге Смехов с тонким чувством юмора и большой любовью описал процесс съемок знаменитого телефильма и его продолжений. Из мемуарных изданий наибольшей популярностью пользовались «Золотой век Таганки», «Записки на кулисах», «Здравствуй, однако», «Жизнь в гостях».Личная жизнь Вениамина Смехова
Вспоминая свои амурные похождения, Вениамин Смехов признавался:Первую спутницу жизни, Аллу актер встретил в молодежном лагере, будучи третьекурсником. Девушка училась в пищевом институте. Через два года ухаживаний и свиданий пара сыграла свадьбу. Молодожены тут же были подвержены разлуке: муж уехал в Куйбышевский театр, жена осталась в Москве, чтобы доучиться и получить диплом. По возвращении Смехова в столицу в семье появились две дочки: Елена и Алла (позже взяла псевдоним Алика). Первая стала писательницей (как папа), вторая – актрисой (как папа). Дочери подарили Смехову троих внуков, Леонида (сын Елены), Артема и Макара (сыновья Алики). В 1980 году знаменитый актер ушел из семьи. Развод был болезненным и громким, но Вениамина было не остановить, он влюбился, словно в первый раз. Его второй супругой стала Галина Аксенова, тогда начинающий киновед, сейчас – доцент Школы-студии МХАТ. Роману предрекали быстротечность, а после свадьбы злые языки утверждали, что брак не выдержит испытаний, признали, что Галина – настоящая муза и любящая жена. Когда у Смехова врачи обнаружили астму, она практически насильно повела мужа по врачам и тубдиспансерам, чтобы вылечить актера. Была ему надежной поддержкой во время проблем в театре на Таганке и гонений на Любимова, когда Вениамин в знак протеста уволился. Сумела наладить отношения с его дочками, хотя это оказалось непросто. В 2020 году пара отметила сорокалетие семейной жизни.Щукинское училище, где я имел честь быть студентом, всегда славилось красивыми девушками. Но меня пугала их внешняя авантажность и жеманство. И хотя я чувствовал, что тоже нравлюсь, особенно старшекурсницам, старался с девушками держаться надменно, но при этом безбожно краснел.
Вениамин Смехов сейчас
В августе 2020 года актер отметил 80-летие. Юбилей актера отмечали в студии программы «Сегодня вечером», куда его пришли поздравить многочисленные друзья и почитатели таланта. Сам Смехов предпочитает не подводить итоги прожитого, а работать над новыми сценариями, книгами, ролями. Осенью на экраны вышла драма Юлии Колесник «Земля Эльзы», где Вениамин Борисович появился в главной роли влюбленного географа-пенсионера Леонида. Его экранной возлюбленной стала Ирина Печерникова. Им достался диплом фестиваля экранизаций «Читка» за самый пронзительный актерский дуэт.Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49