Биография Леонида Куравлева
Леонид Вячеславович Куравлев – советский и российский актер, чей вклад в отечественный кинематограф сложно переоценить. Это и безалаберный сантехник Афоня из одноименной драмы, и красноречивый вор Жорж Милославский из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», и Хома Брут из «Вия», и Шура Балаганов из «Золотого телёнка». Разумеется, этими работами его фильмография, насчитывающая более 200 строчек, не ограничивается, как не ограничивается его талант сугубо кинематографом: он также известен как театральный актер, артист озвучивания и общественный деятель.Детство и семья
Леонид Куравлев родился в Москве 8 октября 1936 года. Детство будущего актера, выпавшее на военные годы, не было радужным. Семья жила на бедной окраине Москвы. Глава семьи, Вячеслав Яковлевич Куравлев (1909 – 1979), был родом из Рязани, работал на авиационном заводе «Салют» слесарем.Его жена Валентина Дмитриевна (1916 – 1993), парикмахер с неполным средним образованием, сразу после начала войны стала жертвой доноса и однажды посреди ночи была доставлена в НКВД и арестована по 58 статье («контрреволюционная деятельность»). Женщину сослали в Казахстан, где она проработала на металлургическом заводе несколько лет. Потом она вернулась в РСФСР, но, не имея права жить в Москве, поселилась в небольшом посёлке на Кольском полуострове. В 1948 году женщина добилась разрешения выписать сына к себе, в посёлок Зашеек Мурманской области. И хотя жить Лёне пришлось в бараке, воспоминания об этом времени у него остались самые светлые. В 1951 году Валентине Куравлевой разрешили вернуться в Москву. Семья воссоединилась.
В школе Леонид учился неплохо, но не отличался большой любовью к точным и естественным наукам. Уже в Москве двоюродная сестра, жившая с Куравлёвыми в одной коммуналке, посоветовала ему подать документы во ВГИК, куда её саму не взяли годом ранее: «Попробуй, там хотя бы нет никакой математики». В 1953 году юноша окончил школу и последовал совету сестры, но провалился на третьем туре.
Следующий год, дабы не прослыть тунеядцем, Леонид работал на фабрике мягких игрушек, затем на оптическом заводе, а в 1955 предпринял еще одну попытку, на этот раз удачную. Его взял под свое крыло Борис Бибиков. Правда, в числе лучших студентов фамилия Куравлева не значилась, а на втором курсе мастер чуть не выгнал его из университета – слишком уж зажатым был молодой актер. Однако к третьему курсу Бибиков переменил мнение – после того как Куравлев вместе со Светланой Дружининой блестяще поставил отрывок из пьесы Ибсена. Свидетелями этого триумфа стали молодые режиссеры Александр Гордон и Андрей Тарковский, позвавшие Куравлёва в свою дипломную работу «Сегодня увольнения не будет» на роль сапёра Морозова. Эта работа стала дебютом актера в кино.После вступительных экзаменов к Куравлеву подошел один из членов комиссии и сказал: «Попробуйте на следующий год. Я чувствую, что-то в вас есть». Родные же не разделяли энтузиазма сына. У них, рабочих с окраины, голова была забита более важными вещами: чем прокормить семью, где найти денег. Тут уж не до актерства, сущего, на их взгляд, баловства. «Вон, у Куравлёвых один сын, и тот чокнутый!», – шушукались родственники.
Актерская карьера
В 1960 году Леонид Куравлев окончил ВГИК и поступил на службу в Театр киноактера, где работал до 1992 года. В том же 1960 начинающий режиссер Василий Шукшин, также выпускник ВГИКа, пригласил актера в свою короткометражку «Из Лебяжьего сообщают». Куравлёв сыграл заикающегося комбайнера Сеню, которому срочно нужно достать запчасти для комбайна. Сотрудничество с Василием Шукшиным успешно продолжилось. Год спустя оба сыграли в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», а в 1964 году Куравлёв исполнил главную роль в фильме Шукшина «Живет такой парень». Его герой – молодой шофер Пашка Колокольников, балагур-идеалист, который счастлив только тогда, когда счастливы люди вокруг. Именно эта роль принесла Куравлёву первую популярность. Интересно, что более именитые режиссеры (вроде легендарного Сергея Герасимова) уговаривали Шукшина взять другого актера на роль Паши, мол, пробы Леонида были «неубедительными». Но тот, рискуя многим – а тем более, это был его первый полнометражный фильм – отстоял кандидатуру Куравлёва. «Я благодарен всю жизнь Василию Макаровичу, что он запустил меня на очень высокую киноорбиту, с которой я по сей день не слетел», – позже вспоминал Куравлёв. В 1965 году зрители опять лицезрели плоды тандема Шукшин – Куравлёв, на этот раз в фильме «Ваш сын и брат». Можно сказать, что именно Василий Макарович открыл отечественному кинематографу глаза на перспективного актера. С его лёгкой руки на Куравлёва обратили внимание Леонид Гайдай, Георгий Данелия, Татьяна Лиознова и другие маститые режиссеры. В 1967 году на экраны кинотеатров СССР вышел первый советский фильм ужасов «Вий» с Леонидом Куравлевым в роли Хомы Брута и Натальей Варлей в роли панночки. Идея создания картины принадлежала выдающемуся кинорежиссеру Ивану Пырьеву, однако режиссерами «Вия» стали студенты Высших режиссерских курсов Георгий Кропачев и Константин Ершов, поскольку у самого мэтра катастрофически не хватало времени. Успех был сногсшибательным. Творческий дуэт Куравлев-Варлей оказался невероятно удачным. Не привыкшие к подобному жанру советские зрители по достоинству оценили великолепную экранизацию знаменитой повести Гоголя. Популярность уже достаточно известных молодых актеров стремительно возросла. На съемках «Вия» едва не произошла трагедия, когда Наталья Варлей на бешеной скорости выпала из гроба на 3-метровой высоте. К счастью, Леониду Вячеславовичу удалось поймать актрису буквально на лету... Год спустя Куравлев появился на экране в ленте Михаила Швейцера «Золотой теленок», экранизации гениального романа Ильфа и Петрова. Образ мелкого жулика Шуры Балаганова, созданный Леонидом Куравлевым, был настолько ярким, что считается каноничным и сейчас, несмотря на то, что впоследствии было создано несколько экранизаций культового романа. Работа в фильме стала особенно значимой для Куравлева благодаря сотрудничеству с Сергеем Юрским (Остап Бендер), Зиновием Гердтом (Паниковский), Евгением Евстигнеевым (Корейко). Среди любимых ролей Куравлева – образ Сорокина в фильме Краснопольского и Ускова «Неподсуден», где главную роль летчика Егорова сыграл великолепный Олег Стриженов. Леонид Вячеславович признается, что клеветник Сорокин был ему чрезвычайно интересен именно своей чудовищной подлостью. Подобные роли актеру приходилось играть редко. К 1970 году незаметный и бесталанный, по мнению авторитетных преподавателей ВГИКа, студент Куравлев превратился в замечательного многопланового актера. Леонид Вячеславович создал более 200 ярких, невероятно популярных образов в кино и телесериалах в самых разных жанрах. Ему удавались и простоватые парни «от сохи» (слесарь-сантехник Афанасий в к/ф «Афоня» Георгия Данелии), и шикарные жулики (Жорж Милославский, «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая), и интеллигентные фашисты (Айсман, т/с «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой). На роль Жоржа Милославского пробовался Андрей Миронов, но Гайдай предпочел Куравлева. А Лиознова сначала хотела увидеть Леонида Вячеславовича в образе Гитлера, но передумала. По словам Леонида Броневого, его любимым эпизодом в сериале стала беседа Мюллера с Айсманом, несмотря на тесное сотрудничество с таким блистательным актером как Вячеслав Тихонов. В 1974 году не стало Василия Шукшина. Куравлёв очень тяжело пережил утрату друга и в дальнейшем назвал в его честь своего сына.В 1979 году Куравлев снялся в роли бандита Копченого у Станислава Говорухина в т/с «Место встречи изменить нельзя». В 1981 году Леонид Вячеславович сыграл главную роль в драме «Мы, нижеподписавшиеся». Его герой должен убедить приемную комиссию принять построенный хлебозавод в эксплуатацию, для чего ему придется прибегнуть к хитрости и даже обману. Одной из самых ярких ролей в 80-х стал образ инспектора Грандена в телефильме Аллы Суриковой «Ищите женщину». Лента сразу стала чрезвычайно популярной благодаря поистине звездному составу актеров. Вместе с Леонидом Куравлевым снимались Софико Чиуарели, Сергей Юрский, Елена Соловей, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник. Затем у Леонида Вячеславовича была целая галерея образов в фильмах «ТАСС уполномочен заявить», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Демидовы», «Трест, который лопнул», «Миргород и его обитатели», «Змеелов» «Искренне Ваш...».
В 90-е годы Леонид Вячеславович также снимался довольно часто, но, по собственному признанию, особого удовольствия от той работы не получил. Слишком тяжелым было время, когда стремительно разваливалась целая страна.
Снимаясь в начале 90-х в фильме «Личная жизнь королевы», актер рассорился с вдовой Шукшина, с которой поддерживал дружеские отношения после смерти ее мужа. Лидия Федосеева-Шукшина обиделась из-за того, что гонорар Куравлёва был больше, и обвинила приятеля в сокрытии этой информации. Тот пытался объяснить, что не в праве был разглашать сумму, но тщетно. С тех пор они не общались, а тот самый «фильм раздора» даже не остался в памяти зрителей. В нулевые годы Куравлев почти оставил работу в кино и редко появлялся на экранах. Леонид Вячеславович не скрывал, что к современному российскому кинематографу относится без пиетета. Он считал, что хорошие резонансные фильмы стали редкостью, и без колебаний отклонял многие, порой очень выгодные предложения. И все же зрители хорошо помнят его по сериалам тех лет. В основном это были честные и харизматичные вояки и служащие: проводник из «Железнодорожного романса», полковник Лютиков из «Сыщиков», полковник Ершов из «Улиц разбитых фонарей», генерал Сокольский из «Охоты на Изюбря».
Личная жизнь Леонида Куравлева
Несомненно, об актере грезили многие женщины Советского Союза. Но почти 60 лет Леонид Куравлёв хранил поистине лебединую верность единственной – своей жене Нине. Однажды 16-летний юноша-девятиклассник пришел на каток. Его взгляд приковала хрупкая девчушка, самозабвенно катавшаяся на коньках, не обращая внимания на окружающих. Позже Леонид выяснил, что ее звали Нина, она была на два с половиной года младше и училась в седьмом классе.Год спустя юноша сблизился с девушкой, они начали проводить много времени вместе. Это было абсолютное единение душ. Ни в годы учебы во ВГИКе, ни на пике славы Леонид даже не смотрел в сторону других женщин. «Зачем? У меня есть женщина, которую я люблю», – говорил он. Нина платила ему полным доверием: никогда не ревновала, не устраивала скандалов. Нина Куравлёва всегда была рядом с мужем. Сама она работала учительницей английского языка, позже дослужилась до директора школы. Актер вел довольно скрытный образ жизни и всем светским мероприятиям и посиделкам с коллегами предпочитал вечера дома, в кругу семьи: он, жена и дочь Екатерина.
Девочка родилась в 1962 году, через 2 года после свадьбы. Повзрослев, она пошла по стопам отца, окончила Щукинское училище, сыграла в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» и еще 5 кинолентах, но в начале 90-х решила уйти в другую область и выучилась на психолога. В 1978, когда Екатерина уже готовилась вылететь из родительского гнезда, в семье появился сын Василий (названный так в честь Шукшина). По образованию он экономист, преподает в РУДН. Разлучить супругов смогла только смерть. В 2010 году супруги отметили золотую годовщину свадьбы, а два года спустя Нина Васильевна внезапно почувствовала себя нехорошо. Оказалось, она буквально на ногах перенесла два инфаркта. Врачи назначили операцию, но она не помогла. 5 апреля 2012 года супруги актера не стало. После смерти мамы Екатерина Куравлёва переехала к отцу в его квартиру в Доме на набережной. Мужа и детей у женщины нет. Зато Василий Куравлев подарил отцу сразу троих внуков: Стёпу (2003), Федю (2007) и Гришу (2010). Только мальчики не дали дедушке окончательно закрыться от внешнего мира.
Последние годы жизни и смерть
После смерти супруги Леонид Куравлёв почти не снимался в кино. Его последняя роль датируется 2014 годом – он сыграл священнослужителя в фильме Александра Андраникяна «Весь этот джем». И это скорее исключение: он пропал с экранов еще в конце 2000-х, после роль в фильме «Книга мастеров», когда еще была жива Нина Куравлёва. Летом 2020 года Леонид Куравлев шокировал поклонников, рассказав о приобретенном месте на кладбище. Очевидно, актер так и не смог смириться со смертью жены и пребывал в тяжелом эмоциональном состоянии. На памятнике, находящемся на могиле Нины Куравлевой, еще при жизни Леонида выбили его имя, он выкупил место рядом с супругой. 8 октября 2021 года Куравлёву исполнилось 85. В честь юбилея канал «Культура» пригласил актера в программу «Остров», чтобы тот рассказал о своей жизни: детстве, пути в актерство, работе с любимыми режиссерами и о многом другом.5 января 2022 года Леонид Куравлёв попал в больницу в Коммунарке, куда его в измождённом состоянии привезли из дома престарелых (туда его определили родные за несколько месяцев до болезни). Сперва сообщалось, что у него коронавирус, но сын актера опроверг эту информацию: Леонид Вячеславович слёг с пневмонией, тексты на Covid-19 давали отрицательный результат. Тем не менее, артист находился в реанимации в тяжелом состоянии, у него отмечалась повышенная температура и критически низкая сатурация крови (89%). При обследовании ему также диагностировали повреждение сосудов головного мозга и деменцию.
12 января Куравлёву стало хуже. Ему сделали срочную операцию, вставив в пищевод трубку, чтобы он мог получать пищу через нее. «Он между жизнью и смертью», – отмечали врачи. 22 января Леонида Вячеславовича выписали, но присвоили паллиативный статус и перевели в хоспис, где артист провёл последнюю неделю жизни. Днём 30 января стало известно, что Леонида Куравлёва не стало.
Лучшие фильмы
- 2009: «Книга мастеров»
- 2005: «Турецкий гамбит»
- 2002: «Бригада»
- 1998: «Сибирский цирюльник»
- 1995: «Ширли-мырли»
- 1994: «Мастер и Маргарита»
- 1992: «На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди»
- 1988: «Презумпция невиновности»
- 1988: «Елки-палки!..»
- 1986: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
- 1986: «На златом крыльце сидели»
- 1985: «Змеелов»
- 1985: «Самая обаятельная и привлекательная»
- 1984: «Медный ангел»
- 1984: «ТАСС уполномочен заявить»
- 1983: «Мы из джаза»
- 1981: «Мы, нижеподписавшиеся»
- 1981: «Факты минувшего дня»
- 1980: «За спичками»
- 1979: «Место встречи изменить нельзя»
- 1979: «С любимыми не расставайтесь»
- 1979: «Маленькие трагедии»
- 1977: «Мимино»
- 1976: «Безотцовщина»
- 1976: «Ты - мне, я - тебе»
- 1975: «Афоня»
- 1975: «Не может быть!»
- 1973: «Иван Васильевич меняет профессию»
- 1973: «Семнадцать мгновений весны»
- 1970: «Начало»
- 1968: «Золотой теленок»
- 1967: «Вий»
- 1964: «Живет такой парень»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49