Биография Леонида Быкова
Леонид Быков – великий советский киноактер и режиссер, Маэстро, как называли его после выхода на экраны легендарного фильма «В бой идут одни старики». Его судьба сложилась непросто, а жизнь прервалась несправедливо рано, не позволив мастеру реализовать все свои творческие замыслы. Но память о Леониде Федоровиче навсегда останется в сердцах благодарных соотечественников, которые пересматривают его фильмы, на День Победы поют «Смуглянку» и преклоняются перед героями, которые в кровавой схватке с нацистами отстояли свою землю.Детство и юношеские годы
Леонид появился на свет в 1928 году в небольшом украинском селе Знаменское (ныне Черкасское), откуда были родом и его родители. Отец, Федор Иванович, происходил из простой рабочей семьи и с тринадцати лет трудился на металлургических заводах Донбасса. После революции 1917 года стал убежденным ленинцем, вступил в ряды большевистской партии и до конца жизни следовал ее идеалам. В 1925 году женился на односельчанке Зинаиде Быковой (они были однофамильцами), и вскоре она родила дочь Луизу и сына Леонида. В 1930 году семья переехала в Краматорск – в то время стремительно развивавшийся промышленный городок, где отец устроился на местный металлургический комбинат. Быковы поселились на окраине, в живописном поселке Прокатчиков, где и прошли самые счастливые детские годы маленького Лёни. Он играл в шахматы, любил гонять мяч и удить рыбу. Когда началась Великая Отечественная война, заводы Донбасса были эвакуированы в Барнаул, куда и отправилась семья Быкова. Там мальчик, приписав себе пару дополнительных лет, попытался поступить в летное училище. Обман быстро открылся, и юношу не приняли, посоветовав немного подрасти. Но Леонид не расстался с детской мечтой о небе и в 1945 году поступил в Ленинградскую спецшколу для летчиков. К сожалению, ее скоро расформировали, и Быков вернулся в Краматорск. По настоянию отца он пошел учиться в металлургический техникум, но через год понял, что эта профессия не для него. С ранних лет Леонид отличался артистическими способностями, хорошо пел, прекрасно танцевал, обладал развитым чувством юмора. В школьные годы участвовал в художественной самодеятельности, пробовал писать сценарии. Как вспоминала его подруга детства:В 1947 году уехал в Киев поступать в театральный институт, но не был принят из-за неоконченного среднего образования. Вернувшись в Краматорск, он снова сел за парту вечерней школы, и через год стал студентом Харьковского института искусств имени Котляревского.На переменах он так лихо отбивал чечётку и исполнял «Цыганочку» с выходом, что все ждали этого момента. А на уроках непроизвольно придавал своему подвижному лицу такое выражение при общении с педагогом, что вся группа валилась от хохота
Первые роли и фильмы
В 1951 году Быков, окончив вуз, устроился в труппу Харьковского академического театра имени Шевченко, где зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Молодому актеру сразу дали ведущие роли в спектаклях «Как закалялась сталь» (Павка Корчагин) и «Улица Трех соловьев, 17» (стиляга), а через год ему поступило первое предложение сняться в кино. Впервые на экране Быков появился в роли колхозного баяниста Сашка в лирической мелодраме «Судьба Марины» (1952), снятой на киностудии Довженко. Дебют оказался успешным, и талантливого обаятельного парня позвали на «Ленфильм» – вторую по значимости киностудию страны. В комедии «Укротительница тигров» он исполнил роль старпома речного буксира Петю Мокина, безнадежно влюбленного в главную героиню (Людмила Касаткина). В мелодраме «Чужая родня» примерил на себя образ молодого школьного учителя, а в комедии «Максим Перепелица» сыграл практически самого себя – обаятельного украинского парня, славящегося умением придумывать различные небылицы. В числе лучших ролей того периода нельзя не упомянуть Алешу Акиньшина («Добровольцы») и Пашу Богатырева («Дорогой мой человек»). Карьера Быкова на «Ленфильме» развивалась столь стремительно, что в 1960 он вместе с семьей переехал из Харькова в Ленинград. В том же году на экраны вышла мелодрама «Алешкина любовь», где Леонид сыграл неопытного паренька, оказавшегося в одной экспедиции с суровыми геологами. За десять лет Быков исполнил два десятка ролей, которые принесли ему всесоюзную известность, почет и признание. Но Леонид не хотел ограничиваться только актерской деятельностью – он вынашивал в голове собственные идеи, которые мечтал воплотить на экране в качестве режиссера. Его первый опыт на этом поприще – короткометражка «Как веревочка не вьется…», которая осталась практически незамеченной. Но нашего героя это не остановило, и в 1964 году он представил на суд зрителей комедию «Зайчик», в которой исполнил главную роль. Картина успешно прошла в прокате, но среди критиков вызвала неоднозначные оценки. Многие осудили попытку режиссера привлечь внимание к трагедии маленького человека, который безуспешно пытается противостоять бюрократической чиновничьей машине. В Ленинграде Быковы прожили девять лет, которые оказались для них самыми счастливыми. В их просторной трехкомнатной квартире, выданной «Ленфильмом», частыми гостями были Марк Бернес, Борис Андреев, Станислав Ростоцкий, Алексей Баталов, Сергей Филиппов и другие яркие представители творческой интеллигенции.«В бой идут одни старики»
Быков хорошо зарабатывал, был узнаваемым востребованным артистом и уважаемым человеком. Но вот режиссерская карьера почему-то не складывалась, хотя у Леонида Федоровича было несколько готовых интересных сценариев. Среди них особое место занимала история о подвигах советских летчиков, которую он непременно хотел воплотить на экране.По этой причине он и принял предложение от руководства киностудии Довженко, которое уже давно пыталось переманить Быкова его в Киев. Но обещанные золотые горы обернулись полнейшим разочарованием – «заезжему» режиссеру пришлось несколько лет обивать пороги начальственных кабинетов, прежде чем ему позволили снять картину его мечты. Основой сценария стала подлинная история о «поющей» эскадрилье, которой во время Великой Отечественной войны командовал легендарный советский ас Виталий Иванович Попков. На освобожденных территориях летчики давали концерты для местного населения, и на одном из таких выступлений в Краматорске посчастливилось побывать юному Лёне Быкову. Реальными фактами были история любви узбекского летчика и русской девушки, возвращение командира эскадрильи после боя верхом на лошади, попадание его в плен к своим и даже привычка механика крестить самолеты перед вылетом. Фраза «В бой идут одни старики», ставшая названием фильма, принадлежала командующему 3-й воздушной армии Михаилу Михайловичу Громову, а рисунок с изображением нотного стана красовался на штурмовике Героя Советского Союза Василия Емельяненко. Несмотря на это, сценарий поначалу был отвергнут чиновниками Госкино – его назвали «негероическим». И только после вмешательства ветеранов и высоких военных начальников картину запустили в работу. Фильм ждал небывалый успех – в 1974 году его посмотрели 45 миллионов кинозрителей. До этого ни одна картина о войне не вызывала такого интереса – самые яркие фразы были разобраны на цитаты, песня «Смуглянка» стала гимном военных летчиков, а Леонида Быкова, исполнившего роль капитана Титаренко, стали называть не иначе как Маэстро. В 2009 году бессмертная картина была показана российским зрителям в цвете.
Последние работы
Казалось бы, после такого триумфа перед Быковым должны были открыться все двери. Но этого не случилось, и создание картины «Аты-баты, шли солдаты» было сопряжено с не меньшими трудностями, чем предыдущей. За девять лет работы на киностудии имени Довженко Леониду Федоровичу удалось снять только два фильма. На Быкова постоянно не хватало финансирования, пленки, студийных помещений и необходимого реквизита. И это при том, что его картины побили все рекорды кинопроката, солидно пополнив государственную казну. Остались нереализованными его замыслы сделать картину о Василии Теркине, экранизировать шукшинскую сказку «До третьих петухов» и снять широкоформатный художественный фильм по повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».По поводу последней шли особенно острые споры – чиновники из Госкино с маниакальным упорством не давали Быкову снять этот фильм. А после его смерти тут же предложили сценарий Родиону Нахапетову, который в то время только делал первые шаги в режиссуре. Все это не могло не удручать Быкова. Незадолго до трагической гибели он написал друзьям записку, которая стала его духовной исповедью. В ней он признался, что устал бороться с системой, выгорел изнутри и потерял интерес к жизни.
В 1978 году Быков приступил к съемкам своей последней картины – фантастической драмы «Пришелец». В ней инопланетянин Глоуз встречается с сельским механизатором Ефимом Тишкиным и делится с ним впечатлениями о жизни на Земле. Этот фильм должен был стать своеобразным манифестом Быкова, его протестом против чиновничьего засилья и махровой бюрократии, которые не позволили ему раскрыться как художнику и в полной мере реализовать свои творческие замыслы. Из-за трагической смерти Леонида Федоровича работа была приостановлена, и ленту заканчивал уже режиссер Борис Ивченко, который полностью поменял актерский состав и концепцию фильма в целом. Картина вышла на экраны под названием «Звездная командировка» и после неудачного проката была благополучно отправлена в архив киностудии Довженко, где до сих пор пылится на полке.
Личная жизнь Леонида Быкова
Со своей будущей супругой Тамарой Кравченко Быков познакомился на вступительных экзаменах в Харьковский институт культуры. Они сразу поняли, что созданы друг для друга, хотя у девушки не было отбоя от ухажеров, да и юноша не жаловался на отсутствия внимания со стороны противоположного пола. Леонид и Тамара сумели сохранить любовь, несмотря на тяжелые испытания, которые приготовила им судьба. Их первый ребенок, девочка, умерла сразу после родов, молодую мать еле спасли. У Быкова тогда случился первый инфаркт – так тяжело он переживал эту трагедию. Со временем супругам удалось справиться с этой бедой, в семье появились сын Александр (Лесь) и дочь Марьяна. Быковы переехали в Ленинград, где прошли самые счастливые и безмятежные годы их жизни. По возвращению на Украину проблемы начались не только у Леонида Федоровича, но и у его семьи. Лесь, отправившись служить в армию, неожиданно попал в психиатрическую клинику и был признан шизофреником. Режиссер был уверен, что сын здоров и что дело в конфликте Быкова-старшего с командованием части, где служил сын (его пригласили на творческий вечер, и все было хорошо, но Леонид отказался выпить вместе со всеми). Но с таким клеймом у юноши не было шансов устроиться на работу, и парень, связавшись с дурной компанией, решился на ограбление магазина. Быков никогда никого ни о чем не просил, но в тот раз изменил своим принципам и подключил все свои связи, чтобы спасти сына от тюрьмы. А вот диагноз снять так и не удалось, и Лесю ничего не оставалось, кроме как найти себе прибежище за границей. Там он сделал повторное обследование, которое показало, что парень совершенно здоров, что доказало опасения Леонида. Александр Быков осел в Канаде, обзавелся женой и четырьмя детьми, работал строителем. После смерти Леонида Федоровича начались преследования его жены и дочери – какие-то люди несколько раз приходили к ним домой и требовали отдать им архив режиссера, который женщины с помощью друзей Быкова вывезли из квартиры и надежно спрятали. В итоге Тамара Константиновна и Марьяна вынуждены были уехать из Киева, восемь лет жили в Тульской области, затем перебрались снова в Харьков.В 1997 они вернулись в Киев, где Марьяне, киноведу по профессии, предложили работу. В 2010 году Тамара Константиновна скончалась, и ее дочь осталась совсем одна, вынужденная еле-еле сводить концы с концами на нищенскую пенсию.
Трагическая гибель
11 апреля 1979 года Быков на своей «Волге» поехал на дачу, чтобы посмотреть, как там идут строительные работы. На обратном пути на дороге возникло препятствие в виде трактора с прицепом-культиватором, во время обгона которого Леонид Федорович выехал на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с встречным грузовиком. Удар был такой силы, что режиссера спасти не удалось. Водитель грузовика не пострадал и был признан невиновным. Рассматривалось несколько версий этой трагедии: проблемы с сердцем (у Быкова до этого было несколько инфарктов), ошибка при управлении транспортным средством («синдром неопытного водителя») и даже самоубийство. Экспертиза показала, что актер в момент аварии был трезв и здоров, до последнего жал на тормоз, пытаясь избежать столкновения, и уж точно не собирался сводить счеты с жизнью. Автомобилем он управлял мастерски, даже брал уроки экстремального вождения. В итоге пришли к заключению, что на дороге просто произошла роковая случайность.Смерть Быкова стала не только страшной трагедией для друзей и родственников, но и невосполнимой потерей для всей страны. Многие не верили в случайность этой автокатастрофы, считая, что таким образом власти расправились с неугодным режиссером. Невольно возникали аналогии со схожими ДТП, в которых погибли Олег Даль и Лариса Шепитько. Леонид Федорович словно предчувствовал скорый уход. Он успел написать завещание, в котором подробно описал свои похороны, он отказался отмечать на киностудии пятидесятилетний юбилей, заметив, что скоро будет другой повод собраться. А за несколько недель до смерти озвучил семье желание избавиться от машины, которая в итоге стала его убийцей. Похороны актера прошли точно по сценарию, который оставил Быков в своей записке. Публичного прощания устраивать не стали, на похоронах присутствовали только родные и близкие. Гроб опускали в могилу под звуки «Смуглянки», помянули усопшего боевыми ста граммами.
Быков похоронен в Киеве на Байковом кладбище. В украинской столице ему установлен замечательный памятник: актер запечатлен в образе Маэстро, присевшего на фюзеляж самолета, а вокруг открывается величественный вид на Днепр и златоглавые купола Киево-Печерской лавры. В честь Леонида Федоровича названы бульвар в Киеве и улица в Харькове, на фасаде Харьковского театра имени Шевченко установлена мемориальная доска, а одну из стен здания в центре города украшает мурал с его изображением.
Позывной «Маэстро» сегодня принадлежит герою России, генерал-лейтенанту авиации Николаю Федоровичу Гаврилову, легендарному летчику, прошедшему Афганистан и Чечню и впервые посадившему вертолет на Северном и Южном полюсах.