Биография Гаспара Ноэ
Аргентинец Гаспар Ноэ (Gaspar Noe), провокатора и киноэкстремиста, называют «художником скандала». Однако без него нет французского кинематографа, и всё, что хочет сказать режиссёр нашумевших и запрещённых в российском прокате картин «Необратимость» и «Любовь», используя порой самые необычные средства, такие, натурализм и антидраматургия, – «берегите себя и свою любовь, люди».Детство
Гаспар Ноэ родился 27 декабря 1963 года в Аргентине, в Буэнос-Айресе. Отец Гаспара – художник Луис Фелипе Ноэ, известный своими революционными полотнами, литератор и преподаватель. В 1965 году Луис получил возможность выставить свои произведения в музее Соломона Гуггенхайма. Вместе с женой Норой и двухлетним сыном художник переехал в Америку и несколько лет жил в Нью-Йорке.Ноэ вернулись на родину в 1976 году, их возвращение совпало с военным переворотом. Семья была вынуждена иммигрировать во Францию. По словам режиссёра, в детстве он очень любил фильмы-катастрофы. Особенно маленький Гаспар смаковал те моменты, когда казалось, что герои фильма смогли избежать гибели, но в последний момент их настигала акулья пасть, или волна цунами, и всё было кончено.
На протяжении 4 лет Гаспар был ассистентом режиссёра Фернандо Эсекиэля Соланоса. В его ностальгической ленте «Танго. Гардель в изгнании» он также исполнил небольшую роль, а в 1988 году сотрудничал с аргентинским режиссёром при создании политической драмы «Юг».В 1980 году юноша поступил в Школу кинематографии Луи Люмьера, а окончив её, продолжил образование в Сорбонне на факультете современной философии.
Карьера. Пределы дозволенного
Режиссёрский дебют Гаспара состоялся в 1991 году. Короткометражная картина «Падаль» вызвала неоднозначную реакцию знатоков киноискусства. В психоневротическом триллере о нездоровых отношениях мясника и его дочери играли Бландин Ленуар и харизматично-отвратительный Филипп Наон. В 1993 году режиссёр начал съёмки полнометражного варианта «Падали», но был вынужден приостановить работу, столкнувшись с проблемой финансирования. Съёмки он смог возобновить только в 1997 году и на следующий год представил свою первую полнометражную работу на основе сюжета «Падали» – «Один против всех». Роли отца и дочери в мрачно-агрессивной картине сыграли те же Бландин Ленуар и Филипп Наон. Персонажи, обездоленные социально, физически или психологически, предстают практически во всех творениях режиссёра, но именно в ленте «Один против всех» Гаспар сформировал принципы, которых будет придерживаться на протяжении всей своей карьеры.Сразу же после премьеры мир разделился на тех, кто понял, о чём хотел сказать режиссёр, и на других, которые назвали «Один против всех» плодом больного воображения Ноэ.Прощупывая пределы дозволенного, он понял, что пределов нет и тонкая грань, отделяющая порно от эротики, лубочную картинку от произведения высокого искусства, станет визитной карточкой режиссёра. А главной темой Ноэ всегда будет любовь, пусть даже принимающая уродливый облик инцеста или иного сексуального насилия.
Следующая работа режиссёра вышла в 2002 году и стала событием не только в мире французского кинематографа, но в мире искусства как такового, то есть вне территориальной принадлежности искусства или каких-либо других границ и рамок. Картину «Необратимость» сложно отнести к какому-либо определённому жанру киноповествования. Главные роли в ней исполнили знаменитые Моника Беллуччи и Венсан Кассель, а также не очень известные за пределами родины Альбер Дюпонтель и Джо Престиа. Первые кадры картины показывают зрителю Мясника, Филиппа Наона, из ленты «Один против всех». Голый и безобразный, он будто намекает зрителю, что ничего приятного и сладкого тот не увидит. Мясник признаётся случайному собутыльнику, что изнасиловал свою дочь, его глаза горят вожделением, в это время в карете скорой везут раненого Касселя и арестовывают Дюпонтеля. Камера будто начинает обратное движение, раскрывая перед зрителем ту реальность, которую каждый хотел бы никогда не узнать.
Апогеем картины стала сцена изнасилования Алекс, длившаяся более 9 минут. На каннской премьере около 300 человек покинули зал, будучи не в силах преодолеть отвращение, злость и тошноту. Многим потребовалась медицинская помощь. Но лишь немногие из числа оставшихся смогли понять, что именно нелогичность поступков, а вовсе не случайность, приводит к фатальным и необратимым последствиям, ломающим людские жизни и судьбы. В 2006 году Ноэ вошёл в режиссёрский состав картины «Запрещено к показу!», став создателем одной из семи скандальных новелл, представляющих взгляд на сексуальность и средства её выражения в современном кинематографе. Ожидания зрителей были сполна оправданы сюжетом новеллы № 7, в которой Ноэ в свойственной ему жёсткой психошизофренической манере показывает мастурбирующих на камеру людей. Большинство критиков назвали Ноэ порнографом, но цель была достигнута – искусство всегда останется искусством, даже если его трудно разглядеть за слишком откровенными сценами, а одиночество противоестественно и уродливо. Сценарий к ленте 2009 года «Вход в пустоту» Ноэ писал на протяжении 15 лет, находясь в поисках путей пересечения тем реинкарнации и безответственности человека, ведущей к фатальным последствиям. Круг сансары, состоящий из одиночества и поиска любви, никогда не останавливается, на место одной пустоты приходит другая. Но финал драмы поражает триумфом жизни, которая следует за смертью и также неизбежна.
Существует версия, что режиссёр писал сценарий, находясь под впечатлением драмы-нуар «Леди в озере».
Съёмки психоделически красивой, но тяжёлой истории брата и сестры проходили в неоновом Токио, главные роли исполнили Натаниэль Браун, Сирил Рой и Пас де ла Уэрта. Став образцом нового арт-хауса, лента закрепила за режиссёром славу одного из самых неординарных художников современного кинематографа, но вышедшая следом лента «Любовь» сломала последние остатки границ дозволенного, показав, что для истинного творца ограничений нет.Но в интервью Ноэ говорит, что отразил в картине свои видения, вызванные употреблением галлюциногенов и впечатлением от книги Реймонда Муди «Жизнь после жизни».
В 2018 году мэтр, выпустивший за свою почти тридцатилетнюю карьеру всего несколько полнометражных картин, порадовал поклонников своего творчества лентой «Climax», которая в русском варианте была переведена как «Экстаз», что, впрочем, не противоречит концепции фильма. В картине снимались София Бутелла, Жизель Палмер и сибирячка, называющая себя Шарлин Темпл. В этой рейв-симфонии Ноэ сплёл удивительное полотно из своих излюбленных тем: любовь и одиночество, рождение и смерть, порядок и хаос. Герои фильма, выпускники танцевальной школы, решают устроить вечеринку с сангрией и ЛСД, и для кого-то из них танец станет смертельным.
«Любовь»
Драма «Любовь» была показана на Каннском фестивале в мае 2015 года. Герой картины молодой американец Мерфи, приехавший в Париж учиться режиссуре, был вынужден жениться на нелюбимой девушке, случайно забеременевшей от него.Как это свойственно любому человеку, Мерфи вскоре привык к своей жизни и почти забыл о юношеских дерзких мечтах снимать кино, жить с любимой и бродить с ней по ночному Парижу, наслаждаясь свободой. Однако звонок от матери любимой девушки открывает глаза Мерфи и тот окунается в бытовой ад, где завтрак ему готовит чужая женщина, а её ребёнок, заливающийся плачем почему-то и его тоже.
Главные роли в картине исполнили Аоми Муйок, Карл Глусман и Клара Кристин. Сцены интимной близости актёры не имитировали, а занимались реальным сексом перед камерой. По словам Ноэ, он не принуждал молодых актёров, это было их собственной инициативой. Идея режиссёра о том, что любовь бывает и радостной, и трагической, и единственной, потеряв которую, ты теряешь свою жизнь, была выражена в фильме настолько реалистично, что вызвала ужас в определённых кругах общества, посчитавшем картину непристойной по причине наличия в ней слишком откровенных сцен. Если «Необратимость» была запрещена к показу в республике Беларусь и некоторых мусульманских странах, то «Любовь» была запрещена к показу на всей территории России. В Министерстве культуры РФ сочли картину порнографической.
Личная жизнь Гаспара Ноэ
Начав сотрудничать с режиссёром Соланосом, в 1985 году Гаспар встретил Люсиль Хаджихалилович. Девушка была дочерью боснийских эмигрантов, и, как и Гаспар, хотела быть режиссёром. С момента их встречи Гаспар и Люсиль находятся в свободных партнёрских отношениях. С 2005 года режиссёр отказался от наркотических средств и алкоголя, хотя иногда может позволить себе бокал вина.Гаспар Ноэ сейчас
В 2019 году Гаспар Ноэ выступил в качестве режиссера и сценариста фильма «Вечный свет». Сюжет картины рассказывает о кинематографе, моде и современной музыке, погружая зрителя в путешествие по одному съемочному дню в период создания фильма. У фильма довольно высокий рейтинг ожиданий, а премьера запланирована на 2020 год. Известно, что в съемках приняла участие Шарлотта Генсбур. В этом же году режиссер представил короткометражный фильм SebastiAN: Thirst.Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49