Олег Белозёров

6.9
Олег Белозёров
Имя:
Олег Белозёров (Oleg Belozerov)
Кто такой:
, глава РЖД
День рождения:
(54 года)
Место рождения:
Вентспилс, Латвия
Ссылки:

Олег Белозёров и его квантовая магистраль. Биография главы РЖД

Он прошёл трудовой путь от начальника Центра научно-технического творчества молодёжи до руководителя крупнейшей национальной транспортной компании с годовым доходом свыше 1 813 млрд рублей. Именно при нём РЖД стали лидером в применении квантовых телекоммуникационных технологий и реализации экологически ориентированных проектов.
На фото: Олег Валентинович Белозёров
На фото: Олег Валентинович Белозёров

Семья и образование

Олег Валентинович Белозёров родился и вырос в небольшом портовом городе Вентспилсе (Латвия). Его родители были врачами. Отец, Валентин Борисович, работал рентгенологом, а мама, Леонила Кирилловна, — невропатологом. Позже Валентин Белозёров занял должность заместителя главного врача местной больницы. С детства Олег Белозёров увлекался спортом. Наибольших успехов добился в лёгкой атлетике.

В 1986 году Белозёров поступил в Ленинградский финансово-экономический институт. После первого курса его призвали в ряды Вооружённых Сил СССР для прохождения срочной службы. Демобилизовавшись, продолжил учёбу и окончил вуз в 1992 году. Спустя 13 лет защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата экономических наук.

Предпринимательская деятельность и госслужба

В 1990 году, будучи студентом, Белозёров возглавил один из отделов Центра научно-технического творчества молодёжи «Гран». Далее, вплоть до момента назначения на должность руководителя РЖД, его трудовая биография разделилась на три основных этапа:

  • 1990—1998 годы — работа в коммерческих фирмах. Научно-внедренческое предприятие «Экокон», компании «Лагун» и «СЗСП-94».
  • С 1998 по 2004 год с небольшим перерывом занимал руководящие посты в системообразующих предприятиях, включая «Ленэнерго», «ЛОМО», «Российскую топливную компанию».
  • 2000—2001 и 2004—2015 годы. Этот период своей жизни Олег Валентинович посвятил государственной службе. Начинал с должности начальника отдела в аппарате полпреда Президента РФ в СЗФО. В 2004 году возглавил федеральное агентство Росавтодор. В 2009 году назначен замминистра транспорта России. На этом посту курировал создание и развитие транспортной инфраструктуры в целом по стране и в ходе подготовки к таким значимым мероприятиям, как саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, Универсиада-2013 в Казани и зимние Олимпийские игры в Сочи — 2014.

Квантовый скачок и цифровая трансформация РЖД

Назначение Белозёрова на пост президента открытого акционерного общества «Российские железные дороги» состоялось в августе 2015 года. Свою деятельность он сосредоточил на нескольких приоритетных направлениях. Прежде всего команде Белозёрова удалось повысить экономическую устойчивость компании. По итогам не самого лучшего 2020 года доходы РЖД от продаж составили 1 813,1 млрд рублей. Стоимость активов выросла до рекордных 7 трлн рублей. А на развитие основных фондов было направлено 717 млрд рублей, что также является историческим максимумом.

Сегодня РЖД — один из самых передовых железнодорожных перевозчиков в мире. Этого удалось добиться благодаря последовательному внедрению новейших технологий. В 2017 году по инициативе Белозёрова была принята концепция «Цифровая железная дорога». В 2019 году предприятие вышло на новый уровень, взяв на вооружение «Стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года».

Внедрение информационных технологий создало привычную цифровую среду, соответствующую требованиям XXI века. На вокзалах доступен бесплатный Интернет с подключением через Wi-Fi, в пути следования можно воспользоваться мультимедийным порталом «Попутчик». В 2017 году было разработано официальное мобильное приложение «РЖД Пассажирам», с помощью которого можно следить за расписанием или приобрести билеты онлайн, пользуясь смартфоном.

Цифровые платформы не только повысили уровень пассажирских перевозок, но и позволили увеличить объёмы грузоперевозок за счёт оптимизации логистики и улучшения сервиса грузоотправителей. Например, заказ и контроль грузоперевозок по железной дороге также возможны в дистанционном режиме — либо через сайт электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», либо с помощью мобильного приложения «РЖД Груз 2.0».

Надёжность и стабильность передачи данных в цифровой экосистеме обеспечивают передовые разработки, в том числе и квантовые сети, преимущество которых заключается в скорости высокой защищённости. В июне 2021 года впервые в России была запущена квантовая магистральная сеть Москва — Санкт-Петербург, разработанная специалистами РЖД. Её протяжённость составила свыше 700 километров. Запуск линии передачи данных на принципиально новых технологиях был обозначен Белозёровым как «настоящий прорыв в сфере отечественных телекоммуникаций».

Железные «зелёные» дороги

Другим приоритетным направлением в деятельности Олега Валентиновича Белозёрова является развитие проектов, которые снижают влияние на окружающую среду. Текущий год глава РЖД объявил для компании Годом экологии.

Финансирование экологически ориентированных проектов осуществляется как за счёт прибыли предприятия, так и за счёт привлечения средств на фондовом рынке. В 2020 году РЖД первые в России выпустили бессрочные «зелёные» облигации на сумму 100 млрд рублей. Аналогичные ценные бумаги размещались и на международном рынке на общую сумму 500 млн EUR и 500 млн CHF.

Планомерная реализация экологической стратегии приносит свои плоды: РЖД под руководством Белозёрова уже к 2020 году снизили углеводородные выбросы, что на 49% меньше по сравнению с уровнем 1990 года при сопоставимых объёмах перевозок. Следует отметить, что согласно международным обязательствам, Россия должна снизить выбросы от уровня 1990 года на 30% только к 2030 году.

Деятельность Олега Белозёрова получила достойную оценку руководства страны — весной 2021 года его переназначили на должность главы РЖД.