Биография Аркадия Теплицкого
Аркадий Юрьевич Теплицкий – российский предприниматель, вице-президент холдинга «Адамант», пионера индустрии торгово-развлекательных центров в России, меценат.
Детство и юность
Аркадий Теплицкий родился 17 июля 1964 года в городе Ленинград. Его мама – Теплицкая (Рабинович) Тамара Айзиковна – работала учителем истории. Отец – Теплицкий Юрий Александрович – инженер, принимавший в свое время участие в строительстве БАМа.Детство Аркадия прошло в Ленинграде. Здесь он в 1981 году с успехом окончил среднюю школу №282, параллельно отучился в музыкальной школе.
Образование
После окончания школы Аркадий Теплицкий поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, знаменитый ЛИИЖТ (ныне – ПГУПС).В 1988 году он выпустился из вуза, получив диплом по специальности «Водоснабжение и канализация», квалификация «инженер-строитель».
Карьера
Трудовой путь Теплицкий Аркадий начал в 1985 году, причем сразу в коммерческих организациях. Это были первые, только что появившиеся кооперативы Ленинграда. На вопрос, «С чего начинался бизнес Аркадия Теплицкого?» он отвечает со смехом: «С жутких условий труда».Когда будущему миллиардеру исполнился 21 год, он устроился на работу. В его обязанности входило формирование рабочих бригад, которые приходилось набирать буквально с улиц. Работать приходилось в жутких условиях. В качестве производственных помещений арендовались подвалы: сырые, периодически затопляемые, с плохой проводкой и вентиляцией. Именно там приходилось постигать азы бизнеса: по ночам лить свечки и паковать.
Продукцию направляли для сбыта в Москву, Тверь, Нижний Новгород. Часть сбывали в Ленинграде. Существенный минус: работа носила сезонный характер. В остальное время приходилось простаивать.
Первый бизнес, который Теплицкий организовал самостоятельно, был связан с торговлей. Сначала продавали сигареты. Следующий этап – решили перейти на мясо, которое возили из Эстонии. Учитывая, что на дворе стоял 1991 год, полки магазинов были по большей части пусты, спрос на продукцию бил все рекорды. После распада Союза и превращения Эстонии в самостоятельное государство бизнес закончился.
Теплицкий ухватился за идею торговли с рынков и ярмарок, которая как раз к этому времени переживала в России расцвет, пользуясь огромной популярностью у населения. Он понял, что нужно переводить ее в цивилизованный формат. Родилась идея строительства и организации специальных зданий, в которых можно было бы объединить торговые площади с развлекательными, по аналогии с широко развитыми на Западе моллами. Для рынка стихийной торговли России эта идея была свежей, однако требовала на тот момент серьезной проработки и, главное, финансирования.Уже тогда Аркадий Теплицкий понимал – нужно что-то новое. Но что? Как-то раз, вспоминает бизнесмен, он и несколько старых друзей-однокурсников собрались на некое подобие встречи выпускников. Один из товарищей рассказал, что видел в Москве торговые ярмарки, показавшиеся ему крайне интересными с точки зрения самой идеи.
Первым масштабным проектом Теплицкого стала ярмарка в СКК «Петербургский». Чтобы организовать ее, Аркадий договорился о партнерстве с бизнесменом Игорем Лейтисом. Партия оказалась настолько удачной, что партнеры до сих пор ведут несколько крупных совместных проектов. Они не остановились на одной ярмарке. Спустя некоторое время по ее подобию были открыты еще несколько рынков в других районах города.
Рассказывая о начале бизнеса, Аркадий Теплицкий вспоминает:
Мы росли на классических гангстерских фильмах, а первые торговые площади и ярмарки рисовали на коленке.
Тем не менее, создав и отработав схему запуска ярмарок, бизнесмены решили, что настало время переходить к «цивилизованной» торговле. Они решили строить торговые комплексы нового формата, по аналогии с западными. Оставшиеся с советских времен магазины для этих целей не подходили либо требовали серьезной перестройки. В 1992 году появилась идея создания «Адаманта». Первый магазин холдинга открылся на 8-ой Советской, 9. Спустя два года, в 1994 году, партнеры открыли первый торгово-развлекательный центр – «Балканский» у метро Купчино.
Компания «Адамант», несмотря на кризисы и сложности, которые сотрясали мировую и вместе с ней российскую экономику, не только осталась на плаву, но и смогла выйти в лидеры рынка торговой недвижимости. Сегодня она является одним из крупнейших многопрофильных холдингов России. Фактически именно «Адамант» стал основоположником индустрии современных торгово-развлекательных комплексов не только в регионе, но и во всей стране.
В настоящее время «Адамант» – это 22 торгово-развлекательных комплекса (1,2 млн. кв. м совокупная общая площадь) в Санкт-Петербурге (по оценке экспертов, это более четверти всего рынка торговой недвижимости Северной столицы) плюс смежные направления развития бизнеса. Например, холдингу принадлежат 13 предприятий по промышленной обработке стекла (АО «РСК») и более полусотни организаций в других направлениях бизнеса. В настоящее время «Адамант» контролирует порядка 1,6 млн. кв.м. коммерческой недвижимости, включая склады и офисы.
Несмотря на сложности пандемийного периода, все ТРЦ холдинга «Адамант» смогли продолжить работу и даже сохранили ключевых арендаторов. Брать плату с них в этот период времени руководство холдинга посчитало аморальным. При этом платежи за аренду земли, коммунальные услуги, электричество и охрану для ТРЦ никто не отменял. Примерно полтора миллиона долларов в месяц уходило на содержание закрытых торговых комплексов. Средства вносились из собственных сбережений совладельцами. Все завершилось благополучно. Удалось даже обойтись без привлечения кредитных средств.
После снятия коронавирусных ограничений торгово-развлекательные комплексы «Адаманта» достаточно быстро вернулись к допандемийным показателям. Бизнес-проекты, которые были запланированы до того, продолжают развиваться. Так, в 2020 году был введен в эксплуатацию собственный логистический комплекс в Осиновой Роще. Его общая площадь превышает 45 тыс. кв.м.
Рестораны в параллели
Любопытный факт биографии Аркадия Теплицкого: развитие параллельных видов бизнеса. Одно из направлений – рестораны – тесно связано с деятельностью основной компании «Адамант». В настоящее время под управлением бизнесмена находятся 4 ресторана. Три из них работают в Санкт-Петербурге, еще один – в Нижнем Новгороде.На вопрос о том, каким образом он просчитывает рентабельность ресторанного бизнеса, предприниматель отвечает, что самое главное здесь не расчеты как таковые, а попадание в целевую аудиторию. Ресторанный бизнес сам по себе не алгоритмичен. Если ты угадал потребности аудитории, успех тебе гарантирован. Если нет, то вложения не окупятся никогда. Если после запуска понимаешь, что «не пошло», лучше закрыть проект.Аркадий ТеплицкийЯ не считаю себя ресторатором, так как никогда не понимал, как управлять этим бизнесом. Но я всегда знал, что вкусно, а что нет.
Как показывает опыт, модернизация и переформатирование могут дать эффект, но он не будет слишком большим: максимум 5%. Понять, «взлетит или не взлетит», по словам бизнесмена, можно уже через неделю-две после запуска проекта. Однако точный результат предугадать бывает иногда довольно сложно. Аркадий Теплицкий приводит конкретный пример из своего опыта:
Очень важно, считает бизнесмен, разделять бизнес и эмоциональные пристрастия:Однажды мы в Нижнем Новгороде открыли ресторан, оборачиваемость которого составила 25 млн рублей в месяц. Но мне не нравилось, как работал персонал. Привез шеф-повара из Питера, обновил менеджмент, наладил все процессы. А выручка наоборот сократилась в два раза
Теплицкий приводит интересный пример из своей практики, наглядно поясняющий, почему не стоит гнаться за шиком и лоском, а гораздо важнее понять пристрастия и менталитет своего потребителя:Не идите за эмоциями, смотрите на финансовые показатели. Например, в моем ресторане есть пара блюд, которые я не переношу, но это хиты продаж, поэтому не может быть даже мысли убрать их из меню.
из личного опыта Аркадия ТеплицкогоДолгое время терраса ресторана «Парк Джузеппе» была ограждена дутыми полиэтиленовыми стенами. Ресторан решили «украсить»: построили стеклянную террасу и поставили красивую мебель. Тогда «Парк» потерял 20% оборота: его перестали посещать туристы в шортах и иностранцы с $20 в кармане, так как подсознательно считали, что в таком красивом и богатом месте должно быть дорого. Вот сколько стоила битва «за красоту».
Немного об IT
Еще одно направление развития не связано ни с торгово-развлекательными центрами, ни с ресторанным бизнесом. Аркадий Теплицкий готовит к запуску сразу два новых проекта. Оба – в области IT. В настоящий момент они находятся на стадии разработки. Планируемый срок запуска – до конца 2022 года.Отношение к такого рода проектам у бизнесмена особенное:
Тем не менее, даже учитывая незначительность данного направления развития бизнеса, Теплицкий Аркадий считает, что партнеров нужно выбирать аккуратно и ответственно. Для него крайне важными остаются, в первую очередь, схожесть менталитета, общие этические и нравственные нормы, а также человеческие отношения. Все его партнеры, с которыми он сейчас развивает основной бизнес, не просто его коллеги. Они, в первую очередь, являются близкими друзьями:К инновационным стартапам я отношусь как к ставкам в казино. Пять раз поставил — одна выиграла, и этого достаточно, чтобы компенсировать расходы на остальные четыре.
Тем не менее, со своими первыми партнерами, с которыми еще в 1992 году он строил первый торговый центр, Теплицкий продолжает вести бизнес до сих пор. Очень важно, уверен он, разговаривать с людьми. По его опыту, управленец лишь 15-20% времени тратит на проверку показателей, результатов работы и прочий контроль операционной деятельности. Все остальное время у него проходит в переговорах.Да, бывают и споры, и разногласия, потому что «единомышленники — это не те, кто думает одинаково, это те, кто думает об одном и том же».
Общественная деятельность
Аркадий Теплицкий, помимо развития различных направлений бизнеса, активно ведет общественную деятельность, входя в состав членов директоров различных благотворительных фондов, творческих объединений и других некоммерческих организаций.- С 1997 года бизнесмен активно развивает благотворительный фонд «Региональный еврейский конгресс в Санкт-Петербурге» (РЕК СПБ).
- С 2019 года Аркадий Теплицкий возглавляет Международный Фестиваль Искусств «Шолом Алейхем GALA».
- С 2020 года является Председателем Правления общественной организации «Правила Роста».
- В 2021 году возглавил Попечительский совет «Межрегиональной Ассоциации Женского Бизнеса» и экспертный совет международной женской бизнес-премии Win-Win Women.
Награды
За активное участие в благотворительных акциях и деятельности различных организаций Аркадий Теплицкий был неоднократно награжден грамотами и благодарностями от высших органов власти и государственных объединений: Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Ветеранов военной разведки, Совета Федерации волной борьбы, телеканала «Ваше общественное телевидение», еврейского делового клуба «Свой среди своих», бизнес-клуба «Деловой Петербург» и многих других.Является действительным членом (академиком) Европейской академии естественных наук.
Семья и личная жизнь
Аркадий Теплицкий женат. Воспитал двоих детей: дочку и сына. В настоящее время большое внимание уделяет воспитанию внуков (их у него тоже два), с которыми с огромным удовольствием проводит время на даче на берегу Финского залива.
Когда Теплицкого спрашивают, что именно доставляет ему наибольшее удовольствие, он отвечает просто:
На другой вопрос – что дает ему силы для ведения такого сложного бизнеса, Теплицкий тоже однозначен: семья и друзья. С его точки зрения, именно эти две составляющие являются теми столпами устойчивости, которые и составляют основу жизни. И с этим, согласитесь, очень сложно спорить.Я много читаю, играю на рояле и обожаю пить вино с красивыми женщинами. У меня много друзей, с которыми я играю в преферанс и теннис. Кроме того, люблю своих пять собак и наслаждаться жизнью.