Бизнесмены не довольны не только студентами, но и преподавателями

Российская экономика возвращается к докризисным показателям и продолжает расти, но через 10 лет этот бурный прогресс некому будет обслуживать – не хватит специалистов. Неожиданная взаимосвязь демографического кризиса 90-х годов и грядущего недобора студентов в вузах стала поводом поговорить о качестве отечественного образования в целом. Вчера в Общественной палате РФ по инициативе Тины Канделаки состоялся круглый стол, где присутствовали ключевые участники системы – ректоры, бизнесмены и чиновники, – которые впервые за долгое время собрались вместе для обстоятельного диалога.

Сегодня ни у кого уже нет возможности вернуться обратно в 90-е на машине времени и нарожать побольше детей, зато общество способно предотвратить негативные последствия демографического кризиса, констатировала Тина Канделаки в начале обсуждения. Недобор студентов неминуемо приведет к дефициту квалифицированных кадров, и многие крупные компании уже сейчас выражают обеспокоенность по этому поводу. «Ситуация такова, что на 2011 и 2012 годы выпускников для металлургической отрасли хватит. А вот в 2013 году их станет в 2 раза меньше. И с каждым следующим годом это число будет уменьшаться. Вместе с тем сейчас металлургическая отрасль уже вышла на докризисный уровень, и к 2020 году ее рост составит 30%. Отсюда вопрос: откуда нам брать кадры?», – поинтересовалась руководитель управления по корпоративной социальной ответственности компании «Северсталь» Наталья Поппель.

Российская академия наук, со своей стороны, уповает на накопленный в советские годы потенциал, который призывает сохранить. «”Демографическая яма” не приведет к тому, что количество людей с высшим образованием в стране уменьшится. Не стоит забывать, что культура общества ценится по высшему образованию, – это престиж страны. В свете надвигающегося кризиса, который достался нам в наследие от лихих 90-х, важно не утратить то, что есть, не потерять преподавательский корпус», – предостерегла ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Валентина Жиромская. Будучи руководителем исследовательской группы «Население России в 20 веке», она не преминула напомнить, как после развала СССР лучшие педагоги «разбежались по коммерческим структурам, и теперь в школах преподают сантехники».

Тина Канделаки возразила, что даже в сокращении числа абитуриентов можно найти свои плюсы. В частности, из системы исчезнут случайные, неконкурентоспособные люди: спекулянты, лентяи, непрофессионалы. «Сформируется прекрасное поле для здоровой конкуренции. Лучшие педагоги, несомненно, будут трудоустроены, а те, кто просто отрабатывает лекции, начитывают устаревшую информацию по бумажке, останутся не у дел. Таковы условия рынка. На мой взгляд, сегодня в высшей школе отсутствует конкуренция, и отсюда все ее проблемы», – заявила Тина Канделаки.

По словам модератора круглого стола Тины Канделаки, вторая проблема отечественного образования – это его изоляция от реальной жизни. В качестве примера Канделаки привела опыт Запада. «На юридическом факультете Гарварда практика начинается на второй год обучения. Студенты принимают участие в настоящих судебных процессах, выступая как помощники адвоката. Таким образом, оканчивая высшую школу, они получают несколько предложений по работе», – указала Тина, добавив, что в России эта ситуация пока выглядит совсем иначе: даже окончив вуз с красным дипломом, студенты могут остаться безработными. Кроме того, на сегодняшний день только компании знают, какие специалисты им понадобятся через 5-10 лет. А система образования имеет об этом лишь приблизительные представления. Единственный выход из этой проблемы – сотрудничество бизнеса и вузов.

На данный момент некоторые российские компании уже работают по такой схеме. «Сейчас многие компании: «Яндекс», IBS, ABBYY, «Лаборатория Касперского» – имеют кафедры на Физтехе и привлекают студентов с ранних курсов. У нас есть своя кафедра. Мы работаем со студентами по теме искусственного интеллекта, они пишут диссертации прямо в компании и остаются у нас работать. Это очень важно. Это можно распространить на все вузы России», – рассказал основатель и председатель совета директоров ABBYY Давид Ян.

По словам предпринимателя, эту схему взаимодействия бизнеса и образования можно распространить на все вузы России, поскольку преподавателями при таком подходе становятся не «люди из 70 годов», а действующие инженеры, которые сегодня знают, чему учат. По мнению Яна, это скажется и на мотивации вузов, которая будет иметь финансовую основу.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Поделитесь с друзьями