Оптина пустынь и ее великие старцы

3 Июл 2012

Оптина пустынь и ее великие старцы

Есть уголки на земле русской, к которым, однажды увидев, навсегда прилепляешься сердцем. Такова Оптина пустынь. Она скромно расположилась на берегу Жиздры, у опушки векового, величественного бора. Ее храмы не поражают ни богатством архитектуры, ни размерами своими. Все в них в меру благочестиво и просто. Но так светло, уютно и радостно становится здесь человеку, что покидать их не хочется. Спешат сюда паломники, чтобы спросить совета у святых оптинских старцев.

Рассказывают, что когда-то очень давно в этих местах орудовала банда разбойника Опты. Но волей Божией раскаялся злодей и стал жить да Господа хвалить в этом укромном месте, которое с тех пор называется Оптиной пустынью. К началу XVII столетия относят первые письменные упоминания о ней. Была тогда в обители одна деревянная церковь и шесть монашеских келий. Русские цари являли монастырю свою милость. Но сто лет спустя Оптину, как и многие другие обители, постигли тяжелые времена, и она пришла в упадок. К концу XVIII века в Оптиной осталось три монаха, один из которых был слепым.

Своим возрождением монастырь обязан митрополиту Платону. Ему понравилось месторасположение обители и ее удобство для пустынножительства. Отец Авраамий, на которого было возложено нелегкое бремя благоустройства Оптиной, отдал ей душу свою и положил основание последующему духовному и материальному благосостоянию монастыря. А расцвет монашеской жизни в обители пришелся на период настоятельства братьев-подвижников, оптинских старцев Моисея и Антония (Путиловых).

Все здесь полно удивительной гармонии: и богослужение, совершаемое одушевленно, и пение, лишенное всякой витиеватости, и даже стены монастыря, луг, река, лес. Красота природы слилась воедино с духовной красотой. Но главное величие святыни не во внешнем благоустройстве или красивом месторасположении. По воле Божией в XIX и начале ХХ столетий суждено было Оптиной стать средоточием глубочайшего смирения, высокого духа христианского и подвижничества. Носителями этих истин стали великие оптинские старцы и настоятели обители.

Богомудрые старцы показали живой пример высокой христианской любви и согрели ею многие страждущие сердца. В них жил дух смиренной веры, святой простоты и искреннего братолюбия. От них черпали несокрушимую духовную поддержку люди, мятущиеся в волнах житейских попечений. Оптинские старцы давали духовное просветление, ободрение и утешение всякий раз, как человек, измученный жизнью, приходил со своей опустошенной и разбитою душой под их святой и благодатный кров искать духовной помощи и внутреннего мира. В этом состоит высокое жизненное значение Оптиной. Удалившаяся от мира, она служит ему тем, что, сберегая в себе самой образ Христов и веру Его, являет их, когда нужно, заблудившемуся и удалившемуся от Христа обществу.

Оптинские старцы не были равнодушными зрителями человеческих скорбей, а горячо откликались на них, принимали их в свои широкие сердца и богопросвещенным разумом изыскивали средства к их уврачеванию. Преобладающей чертою их отношения к ближнему стала глубокая сострадательная любовь. И в этом потоке любви была огромная, чувствующаяся без действий и слов, сила. Любовь, которая одушевляла старцев, была той, которую ученикам своим заповедал сам Христос. Они твердо и непоколебимо верили в человека и его божественную душу, а глубокое смирение служило основанием их молитвенного настроения.

Особенно ценны и интересны советы и наставления оптинских старцев, относящиеся к области внутренней, религиозно-нравственной жизни. Преподобный Амвросий учил приходящих к нему как обрести счастье на земле: идти, куда ведут, смотреть, что показывают, "всегда твердя: да будет воля Твоя". Жить-то нужно нелицемерно, а себя вести примерно. Оставил батюшка в наследие простые и доступные поучения супругам. Ведь они, как он утверждал, "часто бывают упруги". А Преподобный Антоний советовал в огорчении так говорить: "Стерплю и это я для Иисуса Христа". Старец говорил, что при произношении имени Христа утихают неприятности и исчезают бесы.

Один из последних оптинских старцев батюшка Анатолий учил видеть то, что посылает Господь. "И не заметишь, как в рай войдешь". И сам святой так же тихо и скромно вошел в него. В 22 году в монастырь приехало ЧК. Батюшку допрашивали, а потом велели собираться. Тот попросил один день, чтобы подготовиться. Он долго молился, уединившись. Наутро комиссия приехала за Преподобным. На вопрос, готов ли старец, келейник утвердительно кивнув головой, отворил дверь в келью, где стоял гроб с восходящим в рай праведником.

Завещали оптинские старцы любить богослужения. Уклонения от них есть верным признаком омертвения души, считал Преподобный Варсонофий. Но только ангелам несвойственно падать, - поучал Иосиф Оптинский, - люди падают, но быстро встают, а бесы никогда не восстают.

Сколько этой страшной, невосстающей силы появилось в начале ХХ века! В 1923 году, за неделю до Пасхи, в вербное воскресенье большевики закрыли Оптину Пустынь. В тот же день арестовали и отправили в ссылку соборно избранного старца Нектария. Это он предсказал революцию, Ипатьевскую трагедию и последующее возрождение России. Последний оптинский старец Исаакий был арестован в Белеве, куда под видом мирских людей, в надежде сохранения единства братии во Христе, отправились многие монахи. Он был расстрелян по ложному донесению в 1937 году вместе с пятнадцатью монашествующими и священниками, белевским епископом и тремя мирянами. Как же не терпит враг святости!

Шесть с половиною десятилетий находилась в страшном запустении дорогая каждому верующему сердцу Оптина пустынь. Сегодня милостью Божией святыня возрождена. Собор оптинских старцев прославлен церковью. Как и двести лет назад не иссякает в обитель поток паломников. Они приезжают из разных городов и весей, чтобы под сенью старых сосен, в тиши Скита поведать старцам свои беды и спросить, как жить дальше. Люди спешат сюда и для того, чтобы на могилках новомучеников оптинских отца Василия, иноков Трофима и Ферапонта излить слезы душевной боли.

Среди невозмутимой тишины природы вдруг раздается звук монастырского колокола. Чем-то родным и близким повеяло в душу.