Динозавры носили разноцветные перья

20 Окт 2014
В окаменелых остатках динозавров ученые впервые обнаружили пигментные тела -- меланосомы. Тем самым удалось подтвердить, во-первых, что у динозавров были предшественники перьев, а во-вторых, определить цвет некоторых частей тела доисторических животных.

Ученым стало известно, какого цвета были предшественники перьев у динозавров и перья у первых птиц. Исследователи также ответили для себя на вопрос, зачем появились перья. Теперь специалисты склоняются к тому, что основная роль перьев – демонстрация цвета. К примеру, синозавроптерикс щеголял полосатым хвостом с оранжевыми и белыми полосками и рыжим гребнем вдоль спины.

Цвет удалось установить благодаря тому, что специалисты из Института палеонтологии и палеоантропологии (Institute of Vertebrate Paleontology and Paleoanthropology) Китайской академии наук в Пекине и Университета Бристоля (University of Bristol, Великобритания) впервые в мире обнаружили в ископаемых окаменевших остатках динозавров и древних птиц содержащие пигмент структуры – меланосомы. Окаменевшие остатки раннего мелового периода содержались в широко известном палеонтологическом раскопе Джехол в Северо-Восточном Китае.

Не так давно появившиеся заключения палеонтологов о том, что некрупные хищные двуногие динозавры были покрыты перьями, до сих пор вызывают споры. В ископаемых остатках динозавровых покровов находят волокнистые структуры, очень похожие на пеньки птичьих перьев. Но одни ученые рассматривают их как первые перья, а другие считают, что это частично деградировавшие коллагеновые волокна кожи.

Команда китайских и британских исследователей под руководством Майка Бентона (Mike Benton), профессора палеонтологии Университета Бристоля, изучала окаменевшие перьевые остатки древней птицы конфуциусорниса (Confuciusornis) и волокнистые покровные образования (похожие на пеньки перьев) динозавров синозавроптерикса (Sinosauropteryx ) и синорнитозавра (Sinornithosaurus). При помощи сканирующей электронной микроскопии они обнаружили субмикронного размера тела продолговатой или сферической формы.