Вагоны думпкары. Специальный железнодорожный подвижной состав.

Самый распространенный способ перевозки различных грузов – это железнодорожные перевозки в специальных вагонах.

В зависимости от характеристики перевозимых грузов это могут быть универсальные грузовые или специализированные вагоны.

Думпкары относятся к грузовому типу вагонов предназначенных для перевозки навалочных грузов для промышленных предприятий. Характерной отличительной чертой является наличие у них пневматического оборудования, с помощью которого вагон может наклоняться для совершения разгрузки. Этот тип вагонов еще получил название вагоны-самосвалы, так как основные грузы, которые он перевозит это грунт, песок, щебень или угольно-рудные грузы.

Чтобы обеспечить вагону прочность он создается многослойным. Для его изготовления используется стальной лист, уложенный на раму, который амортизируется специальной прослойкой и сверху находится еще один (или несколько) стальных истов. В качестве амортизирующей прослойки обычно используют деревянные брусья около 75 мм толщиной. Если речь идет о большегрузных думпкарах, то тут дополнительно между деревянными брусьями и верхним стальным листом укладывают еще один лист из высокопрочной стали (его толщина может колебаться в пределах 30-45 мм). Вагоны думпкары оснащены очень прочной нижней рамой, которая оборудована хребтовой балкой из двутавровых балок, которые специально усиленны стальными листами. Также рама имеет автосцепку и оснащена тормозными приборами.

По способу разгрузки думпкары бывают с гидравлической разгрузкой и с пневматической. В общем, выпускаются следующие виды этих вагонов:

- грузоподъемностью до 65т для промышленных и магистральных дорог, четырехосные;
- грузоподъемностью до 105 т. Для магистральных и промышленных дорог, шестиосные;
- грузоподъемностью до 145 т. Для перевозки на предприятия угольной промышленности, шестиосные;
- грузоподъемностью до 22 т. Для узкоколейных железных дорог, узкоколейные думпкары.

Благодаря тому, что кузов вагона думпкара автоматически наклоняется и оснащен откидывающимися или поднимающимися при разгрузке бортами, в последнее время эти вагоны широко применяются для транспортировки вскрышных пород или различных полезных ископаемых на отвалы или обогатительные фабрики. После создания специальных погрузочных машин и экскаваторов для думпкаров, эти вагоны с успехом стали использоваться в карьерах. Несомненным плюсом для такой работы послужило то, что конструкция вагонов думпкаров позволяет максимально быстро провести экскаваторную погрузку и выгрузку. Кроме использования в карьерах, вагоны думпкары применяются в тех случаях, когда необходимо перевезти сыпучие материалы, не нуждающиеся в защите от внешнего воздействия (осадков, ветра или солнечного света).