Российские ученые открыли источник возникновения молнии

Результаты многолетних исследований были опубликованы в мае текущего года в издании «Physical Review Letters».

Согласно довольно печальной статистике, в России от молнии ежегодно погибает не меньше 700 человек. Очень важно уметь защититься от молний и последствий их возникновения. Сейчас эту проблему с успехом решают современные молниеотводы. Но производители таких устройств не стоят на месте, постоянно совершенствуя свои конструкции. В далекие времена, когда людям было неизвестно о таких изобретениях, как системы молниезащиты, они ассоциировали грозу и молнию с небесными божествами. Но и в современном ученом мире интерес к молниям не ослабевает, поскольку их природное происхождение таит в себе еще немало загадок.
Грозы не до конца исследованы учеными
Совсем недавно ученый из Нижнего Новгорода Анатолий Караштин и физик Александр Гуревич доказали, что привычные нам грозовые молнии появляются исключительно благодаря космическим лучам, которые, в свою очередь, являются высокоэнергетическими заряженными космическими частицами.
Молнию порождают космические частицы
О том, что в появлении молнии «виновны» космические частицы, Александр Гуревич сообщил еще в начале 90-х годов. Ему удалось открыть эффект так называемого «пробоя, возникающего на убегающих электронах». Речь идет о лавинообразном размножении быстрых электронов. Это размножение порождает разряды в атмосфере. А причиной возникновения такого «пробоя» в веществе выступают космические лучи, играющие роль мощного «спускового крючка». О большой силе разряда молнии известно всем. Поэтому любому зданию требуется система заземления, которая защитит его от грозного природного явления.
Молниеотвод способен защитить человека
Для доказательств выдвинутой теории исследователи изучили наблюдения 3,8 тысячи молний, которые появлялись во время гроз над Россией и Казахстаном. Выводы Караштин и Гуревич опубликовали в мае текущего года в источнике «Physical Review Letters». Оказалось, что в сотнях случаев молниям предшествовал радиоимпульс. Его характеристики совпали с теми, что Гуревич получил ранее, проводя математическое моделирование общего процесса возникновения молний.

«Космические лучи не всегда сильны настолько, чтобы «запустить» молнию. Потому дополнительную энергию, обеспечивающую «пробой на убегающих электронах», дают свободные электроны. Они возникают в грозовом облаке, а во время грозы пролетают рядом с каплями либо градинами», - объясняют ученые.

Редакция «Uznayvse.ru» поздравляет российских ученых, которые выяснили и доказали происхождение грозы, сделав человека на шаг ближе к «причудам» матушки-погоды.