Холода на рынке криптовалют: Максим Курбангалеев о текущей ситуации в криптомире

4
Максим Курбангалеев рассказал о «криптозаморозках» и о ситуации на рынке в 2022 году. NFT-маркетплейс OpenSea сокращает штат сотрудников на 20%, Celsius подает заявление о банкротстве, а стоимость биткойна опускается ниже $18000. Громкое «криптозима» всё чаще звучит из уст экспертов и главной криптовалюте прогнозируют падение до $12000.

Максим Курбангалеев: Рынок криптовалют повторяет сценарий 2017 года

«В 2017 году инвесторы вкладывали деньги в ICO, особо не погружаясь в детали: что это, какая команда за ним стоит, есть ли у проекта потенциал для бизнеса и т.д.», –– замечает эксперт Максим Курбангалеев. Тогда же, пять лет назад, криптопроекты лопались один за другим, поскольку деньги в них появлялись лишь за счет сбора инвестиций.

В 2019 году ситуация примерно повторяется, но проходит в несколько волн: первая – DeFi; вторая волна инвестиций – инфраструктурные решения, которые не всегда имеют рабочую бизнес модель. «L2-решения выглядят интересно в разрезе технологий, но нужно учитывать требования рынка. Суть в том, что вместо того, чтобы развивать что-то новое, многие команды пытались копировать чей-то успешный опыт. В результате, те проекты, которые повторяли за нашумевшими собратьями, попросту терпели крах ввиду отсутствия очевидных уникальных функций и рабочей бизнес-модели» - считает Максим Курбангалеев.
Холода на рынке криптовалют
Холода на рынке криптовалют

NFT – обертка для выкачивания денег на рынке или искусство? - отвечает Максим Курбангалеев

После череды спекулятивных решений внимание массового потребителя сместилось на NFT. «NFT – это отличная маркетинговая манипуляция», - отмечает эксперт. Действительно, «скучающих обезьян» покупают многие знаменитости (Эминем, Бритни Спирс, Джимми Фэллон, Пэрис Хилтон и другие).

NFT охотно крадут хакеры, а суммы за продажу токенов превышают миллионы долларов. Вокруг NFT-обезьян строят теории заговоров, но факт остается фактом – за токенами BAYC появились тысячи других, которые пользуются популярностью. «Инвесторов раскачивали с помощью маркетинга, играя на синдроме FOMO и склоняя их к покупке», - говорит Максим Курбангалеев.

«При этом NFT сравнивают с реальным искусство. Но за художественными картинами скрыто гораздо больше истории и многолетнего личного опыта авторов. NFT-токены скорее вспышка для выкачивания денег, построенная на жадности людей. На мой взгляд, настоящего искусства, способного затрагивать душу человека, в NFT нет», - добавляет Максим Курбангалеев.

Могут ли инвесторы, вложившие в NFT большие суммы, надеяться на развитие проектов?

«Если в NFT появится уникальность», - отвечает эксперт.

По мнению Максима Курбангалеева, цифровое искусство насчитывает много потрясающих художников, и цифровая эстетика позволяет создать настоящие художественные произведения. «В качестве примера на ум приходит Эндрю Джонс, современный художник из США. Его выдающиеся работы знамениты по всему миру, а на картинах в малейших деталях отражены переживания автора. Безусловно, такое цифровое наследие вдохновляет людей по всему миру и имеет будущее. NFT, в большинстве своем, лишь тысячи рандомно сгенерированных и раскрученных картинок, никто не вложил в них свою душу и историю», - подытоживает Максим Курбангалеев.

Как создание проектов без смысла замедляет развитие рынка и технологий?

На рынке криптовалют уже присутствуют более 10 тысяч токенов и каждую неделю появляется еще пара десятков. Проекты без какой-либо идеи увеличиваются в геометрической прогрессии, а мемы и фанатские токены заполняют и без того перенасыщенный рынок. По данным DropsTab количество мем-токенов перешагивает за 7 тысяч. Впрочем, выпустить свой токен и монету может любой желающий. Показывают ли они многократный рост? Если они и дорожают в цене, то только благодаря маркетингу и рекламе артистов. О пользе и потенциале не может идти и речи. Они недолговечны и существуют лишь для того, чтобы обогатить определенных инвесторов.

«Многократное копирование и подражание ведет к замедлению развития по-настоящему стоящих технологий. Проще говоря, есть ребята, которые могут сделать свой крутой продукт, но они думают – а зачем нам это? К чему выбирать сложный путь, когда можно создать NFT или очередной мем и выгодно продать его?», - объясняет Максим Курбангалеев.

Создатели проектов перестают думать, токены обесцениваются, и инвесторы теряют десятки и сотни тысяч долларов. Рынок блокчейн-технологий, по словам Максима Курбангалеева, не развивается так эффективно, как мог бы, а инвесторы и вовсе перестают доверять. Таким образом, проигрывают все: и авторы, и рынок, и инвесторы.

O STEPN и мошенниках – мнение Максима Курбангалеева

Является ли небезызвестный STEPN поистине стоящим и заслуживающим внимания? Вопрос, который задавал себе, пожалуй, каждый второй криптоинвестор. Из-за своих масштабов (более 2,3 миллиона активных пользователей по всему миру) проект действительно достоин пристального изучения. Концепция Move-to-Earn стала следующим прорывом в криптоиндустрии после Play-to-Earn Axie Infinity. «Мировая лихорадка», где игроки со всех уголков планеты ловили покемонов, сегодня превратилась в здоровый образ жизни. Бегай, ходи и зарабатывай – основная идея STEPN.

«STEPN достоин внимания, но я вижу его пределы. Пользователи зарабатывают за счет того, что другие участники вкладывают деньги в приобретение, ремонт и улучшение «кроссовок» и эта схема может существовать лишь до какого-то момента. У проекта интересная игровая механика, но он будет развиваться только в том случае, если сумеет заинтересовать пользователей снова и снова», - отвечает Максим Курбангалеев.

Когда и чем закончится STEPN покажет время. Здесь и сейчас ясно одно — за ним стоит наблюдать.

Однако среди всего этого есть на рынке и много мошенников. Ранее создававшие традиционные финансовые пирамиды, они с удовольствием перешли на рынок криптовалют, где чувствуют себя свободно и безопасно в нерегулируемом пространстве.

«Сегодня злоумышленники легко обманывают пользователей и выманивают их средства, собственно, делают всё то, за что вне пределов цифровых активов могли бы получить реальный тюремный срок», - рассказывает Максим Курбангалеев. Фишинговые сайты, фейковые рассылки и даже поддельные мобильные приложения – мошенники готовы на всё. И это – еще одна важная причина потери денег инвесторов.

Текущая ситуация на рынке

«Маркетологи активно используют эффект FOMO, и инвесторы до сих пор бездумно вкладывают деньги, боясь упустить прибыль», - говорит Максим Курбангалеев. Страх не дополучить свой «кусок пирога» толкает сотни тысяч инвесторов на необдуманные действия.

С начала кризиса на рынке многие криптовалюты потерпели жесткое падение. Всего две недели понадобилось биткойну, чтобы обвалиться на 43% и обновить минимум 2020 года на отметке в $17,6 тысяч. Капитализация биткойна сокращается, а индекс страха и жадности колеблется в промежутке от 5 до 15 уже несколько месяцев.

Инвесторы теряют опрометчиво вложенные средства и избавляются от рискованных активов в надежде сохранить «крошки» от первоначальной суммы. Переживут ли все популярные проекты наступившие «криптохолода»? Вряд ли.

«Когда рынок растет, ошибиться трудно. Достаточно взять топ-10 и инвестировать в каждый по 10% от своего капитала. Даже если какой-то из них не выстрелит, вы все равно получите прибыль и преумножите свои активы», –– объясняет Максим Курбангалеев.

По мнению эксперта, зарабатывать на падении курса криптовалют хоть и сложнее, но тоже возможно.

«На медвежьем рынке инвесторы могут ставить против топ-10 падающих проектов, проще говоря, ставить против рынка и получать прибыль. Нюанс в том, что переключать так называемый тумблер умеют лишь профессионалы, обладающие большими ресурсами и бэкграундом. К сожалению, большинство людей, пытающихся спекулировать на рынке, надевают розовые очки и питают иллюзии о своем опыте», - считает эксперт.

Как же реально увеличить свои активы вне зависимости от цикла рынка? «Для того, чтобы зарабатывать, нужно делать полезные для людей продукты. Создавайте сервисы и бизнесы с работающей экономикой и, даже при самых сильных штормах на рынке, вы извлечете прибыль», - подытожил Максим Курбангалеев.