Биография Ирины Розановой
Ирина Розанова – советская и российская театральная и киноактриса. Народная артистка Российской Федерации. Ее героини, резкие, иногда развязные, привлекают поклонников своей непосредственностью и прямолинейностью. Одним из самых популярных в фильмографии Розановой стал созданный ею образ знаменитой Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР, в сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине». За эту роль актриса была удостоена премии «Золотой орел». Помимо данной награды признание ее театрального и киномастерства отмечено «Чайкой», «Золотым Овном», «Никой», премией «Кумир».Детство и юность: Пенза – Рязань – Москва
Ирина родилась летом 1961 года в актерской семье Зои Беловой и Юрия Розанова. Гораздо позже актриса скажет, что стала мечтать о сцене и кино еще в утробе матери, поскольку та на позднем сроке беременности играла в постановке пензенского театра «Дети солнца». Вскоре после рождения Ирочки семья переехала в Рязань. Воспитывать старшего сына Павла и дочь родителям было некогда, очень много работали, поэтому дети большей частью были предоставлены сами себе. Позже у Иры появилась няня Елизавета Тихонова. Она же была и костюмером-реквизитором в театре, где служили ее родители. Девочка очень любила песенки и сказки, которых женщина знала бессчетное количество. Няня первой подарила девочке золотое колечко, сшила ей первые «взрослые» платья. И она же поддерживала Ирочку в ее стремлении стать артисткой. Однажды Розанова даже участвовала в одной из постановок, где требовался ребенок лет пяти-шести. Девочка росла свободолюбивой, няня была для нее и другом, и второй мамой, от которой она не желала уезжать даже на каникулы, как почти все советские дети:Параллельно со школьным образованием Ирина училась в музыкальной школе по классу фортепиано. На этом настояла мама, за что актриса благодарна ей и сейчас. Зоя Васильевна была секретарем партийной организации театра, членом пленума обкома. И совсем не хотела, чтобы дочь шла по их с папой стопам. Но и не стала перечить, когда Ирина, не окончив музыкальное училище, где ей предрекали хорошее будущее, уехала в Москву, чтобы поступить в театральный вуз. Документы она подала во все, поначалу шла с хорошими отметками, вплоть до прослушивания в ВТУ имени Михаила Щепкина. Лишь только Розанова увидела в комиссии легендарного «адъютанта его превосходительства» Юрия Соломина, у нее задрожал голос, она еле прочитала стихи и на ватных ногах вышла из аудитории. Следом вышла артистка, которая присутствовала на прослушивании и посоветовала Ирине ехать обратно в Рязань, дескать, актрисы из нее не получится.Пионерский лагерь – это то, из чего я всю жизнь убегала, я их терпеть не могла. Мне нравилась тусовка вечером, свобода, мне нравился ужин, потому что я обожала рыбку, пюре и соленый огурец. А вот все то, что связано с девизами, отрядами, хождением строем, всё это меня раздражало.
Девушка вернулась в родной город, устроилась работать костюмером. Параллельно стала подбирать репертуар и готовиться к новому поступлению. Через год Розанова стала первокурсницей мастерской Оскара Ремеза в ГИТИСе.
Актерская карьера
В Театр имени Владимира Маяковского Розанова попала на втором курсе и сотрудничала с ним до окончания учебы в институте. После выпуска с ее театральным опытом была приглашена режиссером Сергеем Женовачем в Театр-студию «Человек». Затем Ирина попала в труппу Театра на Малой Бронной, год служила в Ленкоме у Марка Захарова. Ее лучшие роли на сцене за десять лет: Ира в «Блондинке» по Александру Володину, Изабелла в «Иллюзии» по Корнелю, Елена Андреевна в «Лешем» по Антону Чехову, Настасья Филипповна в «Идиоте» по Федору Достоевскому. Из Ленкома Розанова ушла в антрепризу с Виталием Соломиным и Ларисой Удовиченко. Затем поступило предложение от Андрея Кончаловского сыграть Аркадину в «Чайке». С этой постановкой актеры ездили по всему миру.Но широкую популярность актрисе принесли съемки в кино. Ее дебютной ролью, которую Ирине не дали озвучить, стала Люся в телефильме Александра Калягина «Подружка моя». Затем была главная роль Наташи Соколовой в мелодраме Валерия Исакова «Алый камень», Тося в «Жизни Клима Самгина», жена Геннадия Валентина в комедии «Где находится нофелет?». Играя Таню в драме Владимира Бортко «Единожды солгав», актриса познакомилась с Ириной Скобцевой, к которой, по ее словам, прикипела душой.Мама всегда говорила: «Театр – это храм. Либо священнодействуй, либо убирайся вон»
Рассказывая в интервью о том, как она попала на съемки нашумевшего фильма Петра Тодоровского «Интердевочка», Розанова со смехом вспоминала, как режиссер, увидев ее на пороге, воскликнул, что наконец-то нашел Симу-Гулливер. Сама она мечтала о роли главной героини, но Тодоровский отшутился, что если таких женщин будут увозить иностранцы, зрители ему этого не простят. Персонаж валютной проститутки принес артистке истинную популярность. После режиссер взял ее на главную роль Любы Антиповой в драму «Анкор, еще анкор!», где партнером актрисы стал Евгений Миронов. Баронессу фон Деринг она сыграла в первом своем сериале «Петербургские тайны», а затем фильмография Розановой стала пополняться с завидной регулярностью. Из самых ярких проектов – «Дети понедельника», «Ворошиловский стрелок», «Спартак и Калашников», «Жуков», «Стиляги». Особняком стоит ее Екатерина Фурцева, образ которой актриса воплотила в сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине». Сама актриса выделяет в своей творческой биографии картины «С новым годом, мамы!», где ее партнером был легендарный Ален Делон, и драму Елены Цыплаковой «На тебя уповаю». В этом фильме актриса сыграла жестокую воспитательницу детского дома Ирку. В конце 2019 года на экраны вышла драма Валерия Тодоровского «Одесса», где Розанова воплотила образ главной героини Раисы Ировны Давыдовой. Готовясь к роли, актрисе пришлось учить идиш, и ее старания не были напрасными: ее героиня, как говорили многие зрители, напоминает «типичную еврейскую тетушку». Картина об эпидемии холеры в портовом городе Украины вызвала большой резонанс и интерес зрителей.Рядом с ней я чувствую себя маленькой девочкой и могу рассказать все свои секреты, совсем как в детстве мамочке.
Личная жизнь Ирины Розановой
Первой, платонической любовью Ирины был одноклассник Сергей Пантюшин, с чьей семьей актриса дружит и сегодня.Все мужья и мужчины Розановой всегда были на виду, отношений она не скрывала. Первое институтское замужество продлилось всего два года – с Евгением Каменьковичем семьи не сложилось, он полюбил актрису Полину Кутепову и ушел. Позже Ира влюбилась в режиссера Дмитрия Месхиева, когда снималась в «Гамбринусе». С ним тоже жила недолго, в гражданском браке. Темпераменты обоих зашкаливали, и в конце концов пара распалась. Затем Розанова познакомилась с продюсером и предпринимателем Тимуром Вайнштейном. С ним актриса почувствовала себя счастливой. Они расписались, ждали ребенка, но выносить его Ирина не смогла. Зная, как ждали внука родители мужа, и как он сам хотел стать отцом, актриса сама предложила расстаться, поскольку больше забеременеть так и не смогла.
В третий раз она вышла замуж за кинооператора Григория Беленького. Их свели съемки фильма Эльдара Рязанова «Старые клячи». А после актриса жила в гражданском браке с Бахтиером Худойназаровым, предлагавшим официально скрепить их союз. Замуж Ирина так и не вышла, и спустя четыре года отношения сошли к дружеским. В 2011 году они расстались. Впоследствии она признавалась, что, наверное, в принципе не создана для брака, потому что все ее отношения рано или поздно сводились к дружбе. Своих детей у Ирины нет, но есть двоюродные внуки Егор и Макар, родившиеся у ее племянниц Анны и Натальи, которых актриса очень любит.
Ирина Розанова сейчас
В 2020 году актриса была занята сразу в нескольких проектах, в числе которых – мелодраматичная комедия Игоря Твердохлебова Love (мама Олега) и драма Владимира Аленикова «Только Локо» (прачка). Последняя картина основана на реальных событиях о разбившихся на самолете хоккеистах. Фильм начали снимать в Ярославле. Летом 2021 года Розанова отметила 60-летие. Ее поздравили многие деятели культуры и, неожиданно, Александр Лукашенко. Сама же Ирина Юрьевна лучшим подарком на 60-летие назвала... роль серийной убийцы в сериале «Самка богомола». Ее героиня Жанна Дронова – обычная с виду женщина, одержимая жаждой мести мужчинам: насильникам, убийцам, педофилам. Работая над ролью, Розанова вдохновлялась «Молчанием ягнят». Актриса полна сил и творческих планов. И ее героини такие же – всегда активные, сильные женщины, которые вдохновляют.Лучшие фильмы
- 2020: «Проект «Анна Николаевна»»
- 2019: «Мамы чемпионов»
- 2019: «Одесса»
- 2018: «В чужом краю»
- 2018: «Крымский мост. Сделано с любовью»
- 2017: «Жили-Были»
- 2017: «Приключения чокнутого профессора»
- 2016: «Челночницы»
- 2016: «Мифы»
- 2015: «Неподкупный»
- 2013: «Невидимки»
- 2013: «Пепел»
- 2013: «Берега моей мечты»
- 2012: «Всё началось в Харбине»
- 2012: «С Новым годом, мамы!»
- 2011: «Достоевский»
- 2011: «Гюльчатай»
- 2011: «Фурцева»
- 2011: «Петр Первый. Завещание»
- 2009: «Вербное воскресенье»
- 2008: «Стиляги»
- 2007: «Глянец»
- 2006: «Неверность»
- 2006: «Связь»
- 2004: «Господа офицеры»
- 2003: «Участок»
- 2002: «Дикарка»
- 2002: «Жизнь забавами полна»
- 2001: «Механическая сюита»
- 1999: «Ворошиловский стрелок»
- 1995: «Черная вуаль»
- 1994: «Петербургские тайны»
- 1992: «Анкор, еще анкор!»
- 1989: «Интердевочка»
- 1987: «Единожды солгав»
- 1986: «Конец операции»