Николай Крючков

Имя:
Николай Крючков (Nikolai Kriuchkov)
Отчество:
Афанасьевич
Кто такой:
День рождения:
Место рождения:
Москва
Дата смерти:
13 апреля (83 года)
Причина смерти:
узнать
Где похоронен:
узнать
Рост:
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Николая Крючкова

Николай Крючков – легенда советского кинематографа, символ эпохи, «парень из нашего двора», который стал примером для миллионов своих соотечественников. Его роли в тяжелое для страны время вдохновляли людей на трудовые и боевые подвиги, и в 30-50 годы не было в СССР человека, который бы не знал этого великого артиста. Картины с его участием стали классикой советского киноискусства, а песни из фильмов «Трактористы» и «Небесный тихоход» ушли в народ и до сих пор не потеряли своей актуальности.
На фото: Николай Афанасьевич Крючков
На фото: Николай Афанасьевич Крючков

Детство и юношеские годы

Будущий актер родился в Российской империи, на Красной Пресне, в семье московских рабочих. Время было сложное – Крючковы жили впроголодь в девятиметровой полуподвальной комнатушке, куда практически не проникал солнечный свет.
Николай Крючков родился в Москве на Красной Пресне
Николай Крючков родился в Москве на Красной Пресне
Отец, Афанасий Николаевич, в молодости трудился на тульских каменоломнях. Однажды он сцепился с десятником и в наказание отправился в солдаты. Получив тяжелое ранение, был комиссован и перебрался в Москву, где устроился разнорабочим на «Трехгорную мануфактуру».

Там он познакомился с молодой ткачихой Олимпиадой Федоровной, которая стала его женой. У них родилось восемь детей, но во время эпидемии тифа почти все они умерли (в живых остались только Николай и его старший брат Петр). В 1920 отец скончался, и мальчишки тоже вынуждены были устроиться на фабрику, чтобы заработать на кусок хлеба.
«Трехгорная мануфактура» на Красной Пресне
«Трехгорная мануфактура» на Красной Пресне
Несмотря на тягости и лишения, Николай рос веселым, озорным и смышленым парнишкой. В дворовой компании он был заводилой, в раннем детстве играл в лапту и футбол, гонял голубей, а когда подрос, стал заниматься боксом и верховой ездой.

Окончив семилетку, поступил в ФЗУ, где обучался граверному делу. Именно там юноша записался в драмкружок, который вскоре вытеснил все его прежние увлечения. Николай научился петь и бить чечетку, самостоятельно освоил игру на гитаре и гармошке, с удовольствием выступал на сцене местного клуба. А еще Крючков обожал кино – как только предоставлялась возможность, он мчался с приятелями в ближайший кинотеатр, где по десять раз мог смотреть одну и ту же картину.

Актерская карьера

В 1928 году при московском Театре рабочей молодежи открылась актерская школа-студия. Узнав об этом, Николай тут же отправился в приемную комиссию, не забыв прихватить свою любимую гармошку.
Николай Крючков в молодости
Николай Крючков в молодости
Два года он отучился без отрыва от производства – молодым студийцам преподавали легендарные «мхатовцы» Николай Хмелев, Илья Судаков, Иосиф Раевский, Алексей Грибов, музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский, а литературным руководителем был Михаил Булгаков. Хореографии студентов обучала известная балерина Наталия Глан, супруга режиссера Бориса Барнета. Она-то и «сосватала» Крючкова в кино, замолвив за него словечко своему мужу.
Режиссер Борис Барнет
Режиссер Борис Барнет
В его фильме «Окраина» (1933) юноше доверили небольшую роль Сеньки-сапожника, но он справился с ней настолько блестяще, что сразу стало ясно – у парня несомненный талант. Картину ждал большой успех, причем не только на родине, но и за ее пределами, а Борис и Николай стали лучшими друзьями.
Николай Крючков в фильме «Окраина»
Николай Крючков в фильме «Окраина»
В 1934 году Николай сыграл рыбака Алешу в лирической комедии Барнета «У самого синего моря» и влюбил в себя всех девушек Советского Союза. Актер стал кумиром миллионов, со всех уголков СССР ему приходили мешки писем, а самые известные режиссеры мечтали заполучить его на главные роли. Правда, не всем им удавалось сработаться со вспыльчивым и импульсивным актером. Примером может служить картина «Тринадцать» Михаила Ромма, в которой режиссеру пришлось раньше времени «убить» Крючкова, чтобы отстранить его от съемок из-за пристрастия к алкоголю.
Николай Крючков в фильме «У самого синего моря»
Николай Крючков в фильме «У самого синего моря»
Эта пагубная привычка преследовала актера в течение всей его жизни – Николай начал пить еще подростком, работая на текстильной фабрике. Став знаменитостью, актер не в силах был устоять перед соблазном опрокинуть рюмочку-другую со своими поклонниками, среди которых были очень важные и уважаемые люди. Полностью избавиться от зависимости Крючкову удалось только в конце 70-х, когда у него начались серьезные проблемы со здоровьем.

Конфликт с Михаилом Роммом на съемках «Тринадцати» (1937), который мог стоить потери репутации любому другому актеру, никак не отразился на карьере Николая Афанасьевича. Один за другим выходили фильмы с его участием, которые пользовались огромным успехом у советских зрителей.
Режиссер Михаил Ромм
Режиссер Михаил Ромм
За главную роль Клима Ярко в картине «Трактористы» Крючков был награжден Сталинской премией, песни «Три танкиста», «Броня крепка» распевала вся страна, а фирменный танец «на ягодицах» стал визитной карточкой артиста. Не меньший резонанс вызвала историческая драма «Член правительства» (1938), которая вошла в Золотой фонд советского кинематографа.
Николай Крючков - «Три танкиста, три весёлых друга»
До войны актер успел сняться в трех десятках картин и по праву считался народным любимцем. После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз он в числе других добровольцев рвался на фронт, но получил категорический отказ с железной аргументацией: «Здесь вы будете гораздо полезней, чем на передовой».

В военные годы вышли лучшие картины с участием Крючкова, которые поднимали боевой дух советских людей и помогали им пережить тяготы того страшного времени. Наиболее известные из них – «Свинарка и пастух» (1941) с Марией Ладыниной и Владимиром Зельдиным в главных ролях, «Небесный тихоход» (1945), «Парень из нашего города» (1942), «Котовский» (1942).
Николай Крючков в фильме «Небесный тихоход»
Николай Крючков в фильме «Небесный тихоход»
Актер блестяще справлялся с любыми ролями – пел, плясал, играл на гармони, ездил на танке, тракторе и автомобиле, скакал на коне и даже летал на самолете (и все это сам, без дублеров). В перерывах между съемками Николай Афанасьевич много ездил на фронт с концертными бригадами, и мог лично убедиться, как работа артиста помогает поднять боевой дух солдат и офицеров.

В послевоенные годы актер продолжал активно сниматься в кино, к этому времени он уже стал живой легендой и классиком советского экрана. В 1965 году Крючкову было присвоено высокое звание Народного артиста СССР, в 1980 он получил Золотую звезду Героя социалистического труда. За свою творческую жизнь он сыграл в 120 полнометражных фильмах, и даже будучи уже пожилым артистом, всегда «держал марку», не размениваясь на низкопробные роли в дешевых сериалах.
Николай Крючков. Парень из нашего города
Много творческих сил и энергии Крючков отдал театру, особенно во времена «хрущевской оттепели». 50-е годы стали переломными в советском искусстве – новое время требовало других героев. Николаю Афанасьевичу пришлось отказаться от прежнего амплуа, и в этом ему помог Театр-студия киноактера, в котором он прослужил почти пятьдесят лет. Спектакль «Бедность не порок» по пьесе Островского посмотрела вся театральная Москва, а роль Любима Торцова стала для Крючкова отправной точкой для перехода к более глубоким и характерным ролям в кино.

В фильмографии актера стали появляться драматические роли, наводящие зрителей на серьезные размышления. Среди таких работ – «Дело Румянцева» (1955) с Алексеем Баталовым в главной роли, где Крючков впервые появился в несвойственном для себя отрицательном образе.
Николай Крючков с Алексеем Баталовым и Сергеем Лукьяновым в фильме «Дело Румянцева»
Николай Крючков с Алексеем Баталовым и Сергеем Лукьяновым в фильме «Дело Румянцева»
Также заслуживает внимания криминальная драма «Жестокость», где Крючков (1959) перевоплотился в начальника уголовного розыска. А молодого милиционера, оказавшегося перед сложным моральным выбором и в итоге покончившим жизнь самоубийством, сыграл Георгий Юматов, считавший эту работу самой удачной в своей кинокарьере.

Но большинство ролей Крючкова все же были сыграны в картинах легкого комедийного жанра («Гусарская баллада», «Женитьба Бальзаминова», «Дайте жалобную книгу», «Осенний марафон»), он даже неоднократно снимался в сатирическом киножурнале «Фитиль».

Личная жизнь Николая Крючкова

Личная жизнь Крючкова сложилась достаточно трагично, и лишь к пятидесяти годам он обрел настоящее семейное счастье. Со своей первой женой, студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой актер познакомился в 1939 году на съемках фильма «Трактористы». После окончания работы над картиной они поженились, и Николай перевез молодую жену в небольшую комнату в коммуналке.
Николай Крючков с первой женой Марией Пастуховой
Николай Крючков с первой женой Марией Пастуховой
Брак продлился недолго, и даже рождение сына Бориса не помогло супругам сохранить семью. К тому времени Крючков был уже очень известным артистом, много снимался, выпивал и редко появлялся дома. Марию не устраивала такая жизнь, и она, забрав ребенка, уехала из Москвы в Брест.

Крючков быстро утешился в объятиях другой молоденькой актрисы, студентки Щукинского училища Аллы Парфаньяк. Они познакомились на съемках картины «Небесный тихоход». После выхода фильма на экраны Николай развелся с первой женой и сделал предложение новой избраннице. Влюбленные поженились в 1945 году, вскоре у них родился сын Николай.

Но и этот брак продлился недолго – постепенно их чувства стали остывать, Крючков увлекся спортсменкой Зоей Качановской, а за Аллой стал ухаживать актер Михаил Ульянов. В 1957 году супруги подали на развод, и Николай Афанасьевич ушел к новой пассии, оставив жене и сыну двухкомнатную квартиру в центре Москвы.
Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк
Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк
Но и третьему браку артиста не суждено было оказаться счастливым – через несколько месяцев после свадьбы Зою сбил грузовик прямо на глазах Николая. Девушка скончалась на месте, а Крючков на фоне этой трагедии впал в глубокую депрессию и страшно запил. Начались проблемы со здоровьем и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы на его жизненном пути не повстречалась еще одна женщина.
Николай Крючков и Зоя Качановская
Николай Крючков и Зоя Качановская
Лидия Николаевна работала ассистентом режиссера на картине «Капроновые нити» и была младше нашего героя на двадцать лет. Между ними возникло удивительное притяжение – Крючков сразу понял, что этот белокурый ангел послан, чтобы его спасти. Так и произошло – до последних дней его жизни Лидия Николаевна была рядом и стала для него не только любимой женщиной, но верным соратником и настоящей второй половинкой.
Николай Крючков с женой Лидией, её дочерью Эльвирой и внучкой
Николай Крючков с женой Лидией, её дочерью Эльвирой и внучкой
У актера сложились прекрасные отношения с ее дочерью Эльвирой, чего нельзя сказать про его собственных сыновей. Бориса после развода с его матерью он практически не видел, с Николаем отношения были хуже некуда. Алла Парфаньяк тоже не смогла найти общий язык с сыном – когда парень вырос, он ушел из дома, стал диссидентом, а затем и вовсе уехал из страны. В Германии он попал в тюрьму, затем вернулся на родину, где некоторое время лечился в психиатрической клинике.
Николай Крючков - «Вязаный шарф голубой» (из фильма ««Фронт»»)
Мало кто знал, что Николай Афанасьевич писал стихи и музыку, например, песня «Вязаный шарф голубой» из кинофильма «Фронт» – его собственного сочинения. Крючков также является автором биографической книги «Чем жив человек», которая была издана в Москве в 1987 году.

Последние годы жизни и смерть

Во время Перестройки фильмы, снятые в 30-50 годы, стали называть «сталинскими» и «прокоммунистическими». Крючков как один из символов той эпохи был предан забвению, что не могло не отразиться на его моральном и материальном положении. Пожилой больной актер был вынужден перебиваться на нищенскую пенсию, большую часть из которой он отдавал приемной дочери и внучке.
«Раскрывая тайны звезд»: Николай Крючков
Лишь в 1993 году, после неоднократного обращения друзей артиста в Министерство культуры РФ, Николаю Афанасьевичу назначили «президентскую пенсию», которая хоть как-то могла компенсировать его выдающие заслуги перед Родиной.
Николай Крючков – легенда советского кинематографа
Николай Крючков – легенда советского кинематографа
Последние фильмы с участием Крючкова – историческая драма «Царь Иван Грозный» (1991) и военный фильм «Ангелы смерти» (1993), посвященный пятидесятилетию Сталинградской битвы.
Николай Крючков в драме «Царь Иван Грозный»
Николай Крючков в драме «Царь Иван Грозный»
Под конец жизни актер часто болел и практически все время проводил в дачном поселке Икша вместе с Лидией Крючковой, своей четвертой супругой, выезжая только на рыбалку или на футбольные игры любимого «Спартака».
Николай Крючков на футболе
Николай Крючков на футболе
Стоит отметить, что Николай Афанасьевич был самым главным рыбаком в советском кинематографе и даже получил шуточное звание «президента рыболовецких наук». В последние годы он выбирал роли по принципу «Если есть море или река – хороший сценарий» и все свободное от съемок время проводил с удочкой в руках.
Николай Крючков на рыбалке
Николай Крючков на рыбалке
За неделю до смерти Николай Афанасьевич попал в больницу с высокой температурой и затрудненным дыханием. Врачи сумели стабилизировать его состояние, так что в последние дни Крючков был в хорошем настроении, много шутил и даже пытался напевать частушки. Вечером он поцеловал супругу на прощание и сказал, как он ее любит. А утром 13 апреля 1994 года актера не стало.
Могила Николая Крючкова
Могила Николая Крючкова
Похоронили Крючкова на Новодевичьем кладбище, рядом с другими выдающимися деятелями отечественной культуры. Его вдова и дочь бережно хранят семейный архив, который состоит из уникальных фотографий, личных дневников и любительских видеозаписей легендарного артиста.

Лучшие фильмы