Елена Попова

Имя:
Елена Попова (Elena Popova)
Отчество:
Кимовна
Кто такая:
День рождения:
(67 лет)
Место рождения:
Ленинград
Семейное положение:
не замужем
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Елены Поповой

Елена Кимовна Попова хорошо известна театральной публике как актриса Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. Любители кино запомнили ее по ролям в советских фильмах «Батальоны просят огня», «Земля моего детства», в сериале из 90-х «Глухарь» и других, более поздних картинах.
Актриса Елена Попова
Актриса Елена Попова

Детство и юность

Родной город Елены Поповой — Ленинград. Она появилась на свет в апреле 1956 года в творческой семье. Мама девочки была танцовщицей кордебалета, выходила на сцену Театра музкомедии даже во время войны, когда город находился в блокаде. Отец, музыкант по профессии и фронтовик, умер вскоре после рождения дочери.

Впоследствии мама вновь вышла замуж. Ее вторым супругом стал крестный Елены. Мужчина был ценителем истории, часто водил девочку в музеи. А поскольку Лена много времени проводила за кулисами театра, в котором работала ее мама, и с ранних лет грезила танцами, он возил ее в Москву на спектакли Большого театра.

От перспектив стать танцовщицей Лену отговорила мама. Она считала, что у дочери нет предрасположенности, да и не понаслышке знала, насколько тяжёлого труда требует это изящное искусство. Поэтому была категорически против поступления дочери в хореографическое училище. Она сказала, что купит девочке щенка и шариковую ручку, если та откажется от мысли о танцевальном будущем. И когда соглашение было достигнуто, честно выполнила обещание.

Оставив мысли о танцах, Попова не перестал грезить о сцене. Она решила, что будет актрисой. И родные поддержали ее.

Осуществить мечту оказалось не так-то просто. Елена трижды предпринимала попытки поступить в театральный вуз, между приемными кампаниями работая в библиотеке, где в ее обязанности входила реставрация старинных книг и плакатов.

После поступления в Институт театра, музыки и кинематографии родного города будущая актриса училась у Аркадия Кацмана, Льва Додина, Валерия Галендеева. В то время это были ещё относительно молодые люди, но студентам они запомнились умудренными опытом педагогами. Елена Кимовна вспоминала, что они любили своих учеников и много сил вкладывали в становление их как актеров.

Театр

Диплом актрисы Елена Попова получила в 1979 году, но уже на третьем курсе начала играть в Большом драматическом театре. Когда однажды ей позвонили из БДТ, приглашая подойти на прослушивание, она не поверила – решила, что это шутка.

На самом деле в это время в театре шла подготовка спектакля «Жестокие игры» по пьесе Арбузова, возникли проблемы с главной героиней. Режиссер постановки Юрий Аксенов увидел Попову во время учебного спектакля и решил пригласить на эту роль ее. Так она осталась в БДТ.

Елена старалась не попадаться на глаза главному режиссеру Георгию Товстоногову. Однажды, только начиная свой путь на этой сцене, она позволила себе сымпровизировать в роли Глафиры в спектакле «Волки и овцы», постановщиком которого был Георгий Александрович. Режиссер не оценил инициативу. Увидев, что девушка «вытворяет» на сцене, он затопал ногами, кричал, так, что очки едва не упали с носа.

Елена испытала настоящий ужас. Утешением для нее стали слова Ярослава Стржельчика и Олега Басилашвили: после инцидента они уверили её, что она не единственная, с кем Товстоногов так обошелся. Впрочем, Попова все равно гордилась тем, что она – часть этого прославленного коллектива.

За годы службы в БДТ актриса была задействована в более чем сорока спектаклях. Это и русская классика («Борис Годунов», «Дворянское гнездо», «На дне», «Три сестры») и зарубежная («Пиквикский клуб», «Двенадцатая ночь»), и постановки по пьесам современных драматургов («Королева красоты» Мартина МакДоны, «Салемские колдуньи» Артура Миллера).

Кинематограф

По признанию актрисы, в кино она никогда не рвалась. В советское время она часто снималась в популярном в те годы жанре телеспектаклей. Это, например, «Продавец птиц», в котором она сыграла главную роль (Христина), «Мегрэ и человек на скамейке» (Одетта), особенно популярный у зрителей «Криминальный талант» (Соня Рукояткина) и другие.

Многим Елена запомнилась по военному фильму «Батальоны просят огня», вышедшему на экраны в 1985 году. Она предстала перед зрителями в роли военной медсестры Шуры. На съемках она пересеклась с Александром Збруевым, Олегом Ефремовым, Александром Галибиным.

В 1986 году актриса была занята на съемках картины «Земля моего детства», где ей также досталась главная роль — молодой специалист-мелиоратор Таня Корнеева, выступающая против закостенелости и буквоедства руководства колхоза.

Несмотря на яркий старт в кино, в молодости у Елены Поповой был период, когда долгое время ее не звали на съемки. А все из-за неприятной ситуации, связанной с именем одного из важных режиссеров «Ленфильма».

Не раскрывая его личность, актриса позже рассказывала, что при знакомстве он позволил себе разговаривать с ней в уничижительном тоне. При этом пробы Елена прошла, и ее утвердили на роль. Однако она поняла, что не сможет работать с человеком, который задел ее за живое.

Попова сослалась на гастроли и попросила Товстоногова прикрыть ее, если в театр приедут «уладить дело». И действительно, из «Ленфильма» приехали. Но услышав отказ, не утверждали ни в один из фильмов студии в течение следующих семи лет.

Однажды в студии Елена увидела того самого режиссера. Он шел вместе с Кириллом Лавровым, с которым Елена часто играла на одной сцене. Встретившись, они раскланялись, улыбнулись друг другу и разошлись. До актрисы донеслись обрывки разговора, из которого стало понятно, что Лавров и режиссер обсуждают ее персону. А вскоре она встретила на улице ассистентку «Ленфильма», которая наивно сообщила, что Елене наконец дали «зеленый свет».

Между тем, как и многие советские актеры, Попова стала свидетелем перемен в кинематографе и в стране в целом. Пережила девяностые, когда, по сути, нечего было играть, а затем становление киноиндустрии, которая работала уже по новым правилам. Елене было уже за сорок, хороших ролей для ее возраста почти не предлагали. Да и сама Попова, привыкшая к работе с хорошими режиссерами, была в этом смысле довольно избирательна.

Впрочем, в 2000-е зрители могли видеть Елену в таких проектах, как сериал «Крот» (Нина Пантелеева), мелодраме «Никаких других желаний», где актриса сыграла главную роль.

Елена Попова появилась в нескольких сериях десятой части «Бандитского Петербурга» (Лариса), а также в мелодраме «Город счастья», где ей досталась одна из главных ролей — редактора телепередачи Ирины Петровны.

В 2020-е актриса вернулась на экраны, появившись в ряде нашумевших проектов. Например, в биографической драме «Раневская» с Мариэттой Цигаль-Полищук в главной роли, Попова перевоплотилась в мадам Лавровскую, владелицу труппы, в которой в 1915 году дебютировала тогда ещё Фанни Фельдман. Сыграла маму главной героини в мелодраме «Тонкая линия жизни» (2022).

В конце 2023 года на экраны вышел сериал Константина Богомолова «Кеша должен умереть». В этом фильме Елена Кимовна сыграла мать главного героя — того самого Кеши, бабника и изменщика.

Личная жизнь Елены Поповой

Частная сторона жизни Елены Поповой складывалась непросто. В юности у неё был роман с Борисом Гребенщиковым (в реестре иностранных агентов Минюста РФ). Музыкант в то время был еще студентом, а Лена и вовсе училась в школе. Познакомились они в пионерском лагере.

Родители обоих были против этих отношений. В конце концов мама девушки запретила им общаться. А мама Гребенщикова вспоминала об этом эпизоде так:
Со времен пионерского лагеря ВТО у Бори была большая любовь. Но трагическая... Боря проводил с ней очень много времени. Мать Лены звонила мне и спрашивала: «Вы не считаете, что нашим детям нужно пожениться? Они так любят друг друга». Я не видела в этом никакой необходимости. После этого мама Лены запретила им общаться. Боря очень от этого страдал.
Актриса была замужем один раз – за режиссером Юрием Аксеновым. Ей также приписывали связь с режиссером Темуром Чхеидзе, который занимал ее во всех своих спектаклях в БДТ. Сама же Попова утверждала, что с Чхеидзе у нее был исключительно творческий союз.

Елена родила ребенка от актера и режиссера Александра Феклистова, которым увлеклась на съемках «Батальонов». Мальчика назвали Андреем. Воспитывала она сына одна: Феклистов был женат, разрушать брак Елена не хотела. Отец изредка навещал мальчика, поддерживал Елену и Андрея в 90-е годы, но никогда не афишировал наличие внебрачного сына. О том, что её единственный наследник – сын Феклистова, Попова рассказала лишь в 2012 году.

Елена Попова сейчас

В 2024 году Попова продолжала выходить на сцену Большого драматического театра, задействованная в постановках «Три сестры», «Три толстяка», «Слава», «Дядюшкин сон». Параллельно шла работа над детективом «Водоворот», одну из центральных ролей в котором сыграла Елена Кимовна.

Лучшие фильмы