Биография Лаймы Вайкуле
Лайма Вайкуле – прима прибалтийской и российской эстрады, исполнительница композиций «Вернисаж», «Чарли» и «Я вышла на Пикадилли», которые стали хитами на долгие годы. Также Лайма Снялась в нескольких художественных фильмах, в том числе и в криминальной драме «В русском стиле», где сыграла главную роль. Народная артистка Латвийской республики, также награждена орденом Дружбы (Россия) в 2011 году и премией «Золотой граммофон» в 2019 году.Детство, юность: Цесис – Рига
Лайма родилась весной 1954 года в латышской семье Янины и Станислава Вайкулисов. Помимо Лаймы у родителей подрастали еще трое детей: две девочки и мальчик. Родители снимали часть большого деревянного дома в Цесисе. Пока папа и мама находились на работе, с детьми оставалась бабушка. Именно этот дом и времяпровождение с бабушкой и стали первым воспоминанием Лаймы из детства. По словам певицы, условия в нем были не лучшими, поскольку семья жила довольно бедно: зимой дом замерзал до такой степени, что покрывался слоем льда. Тогда, чтобы согреться, все три девочки спали вместе на кровати в кухне. В 1957 году, когда Лайме было 3 года, вся семья переехала жить в Ригу. Отец устроился рабочим, мама — продавцом, а через какое-то время была повышена до директора магазина. Едва малышка подросла, ее определили в детский сад на пятидневку. Лайма вспоминала, что в первый день, когда родители привели ее в садик, она бросилась к маме с криком, чтобы та не бросала ее насовсем. С тех пор страх больше никогда не увидеть родителей преследовал девочку постоянно. Вскоре к нему добавился еще один: в 5 лет после няниного наказания в темной кладовке у Лаймы развилась клаустрофобия. Об своих симптомах девочка никому не рассказывала — в критических случаях она только стискивала зубы и пыталась глубже дышать. Иногда в это время девочку забирала преподаватель музыки, чтобы разучить с ней новые песни — только тогда девочка ощущала себя почти счастливой. Именно детский сад с пятидневкой и недетскими испытаниями повлиял на то, что Лайма повзрослела очень быстро. Позже она прокомментировала, что не обижается на родителей за свое одиночество, ведь у них не было иного выхода.В начале 60-х, когда Лайма уже училась в школе, ей очень нравилось заходить по утрам перед уроками к подружке, которая жила в очень уютном доме. Ей безумно нравились крошечные канапе, которые готовила хозяйка дома и подавала к завтраку. Школьные каникулы Лайма иногда проводила у папиного брата на рижском взморье. Там она веселилась с двоюродными братьями и сестрами.
Когда Лайме было 13 лет, в одни из таких каникул все девочки собрались на вечеринку. Однако их тревожила одна проблема — и Лайме, и ее сестрам было нечего надеть. Тогда Вайкуле предложила купить ткани и самим сшить платья, несмотря на то, что раньше она не прикасалась к швейной машинке и понятия не имела о кройке. Ткань девочки купили одну на всех и сшили себе новые наряды. Как рассказывала певица, на той вечеринке за ними сразу стали ухаживать молодые парни. Характер девочки усложнялся с каждым годом. Она, так отчаянно нуждавшаяся в одобрении в детстве, незаметно для себя перестала интересоваться тем, что о ней думают люди, становясь все более независимой и даже “колючей”. Лайма с раннего детства поняла, что станет хирургом. Родители были только рады — зная о музыкальных предрасположенностях девочки, они не проявляли инициативы и не пытались поддержать ее порыв. Пока Лайма была еще школьницей, их дом посетила учительница музыки, предлагавшая отдать Вайкуле в музыкальную школу. Папа и мама, вежливо выслушав педагога, сошлись во мнении, что Лайме лучше быть врачом. Так в 1967 году, после окончания 8 класса, Вайкуле поступила в медицинское училище и начала проходить практику на скорой. Немаловажную роль в судьбе Лаймы сыграла девушка по имени Рута, ее подруга с первого курса училища. Внешне уравновешенная и почти всегда спокойная девушка была просто образцово-показательной студенткой, в отличие от бунтарки Вайкуле. Чтобы завоевать расположение Лаймы, Рута придумывала самые жуткие истории про своих родителей и даже «посадила» родного папу в тюрьму, а сама стала «наследницей» богатой бабушки. Она сдавала в ломбард ценности и так практически покупала дружбу яркой и свободолюбивой Лаймы.
Однажды девушки, спрятав портфели перед уроками, зашли в самое популярное кафе Риги и познакомились с местными красавицами, которые были несколько старше. Знакомство закрепилось распитием портвейна в подъезде, что тогда считалось особым шиком среди местной молодежи. Тогда же в жизни Лаймы и Руты появились мальчики, которые произвели впечатление на юных и неопытных девушек. Так у Вайкуле началась «взрослая жизнь». Однако после череды опасных приключений отношения с Рутой у Лаймы сошли на “нет”
Первые шаги к успеху
Несмотря на то, что события в жизни Вайкуле шли вразрез с ее мечтами о музыкальной карьере, Вайкуле все же забросила учебу в медучилище — Лайма решила, что лучше быть “хорошей певицей, чем плохим врачом”, и начала всерьез заниматься музыкой и гастролями. Впервые Лайма оказалась на сцене еще в 1965 году в рамках конкурса вокалистов. Мероприятие проводилось в Риге, в Доме культуры завода ВЭФ. Тогда Вайкуле отправилась на конкурс, чтобы составить компанию школьной подруге, которая стеснялась выступать сольно. На конкурсе Вайкуле услышал вокальный педагог Леонид Заходник и пообещал заниматься с ней музыкой бесплатно, если она, в свою очередь, обещает ему стать лучшей певицей Латвии.В то время Заходник «ставил» голоса певцам Раймонда Паулса, поэтому спустя время он привел Лайму к знаменитому маэстро на прослушивание. Зная характер подростка, Леонид не предупредил Лайму, что в филармонию она идет на прослушивание, а не на выступление. Девочка распевалась как ни в чем не бывало, как вдруг где-то из глубины сцены к ней подошел Паулс и, похлопав по плечу, сказал: «Малышка, я тебя беру». В 1969 году Раймонд взял Лайму Вайкуле на работу в Рижский оркестр радио и телевидения, убедив, что там она сможет набраться опыта, чтобы позже стать солисткой. Репетиции уже шли полным ходом, когда знакомый музыкант Вайкуле предложил ей место солистки в Аджарской филармонии. Лайма была настроена решительно, поэтому будущий музыкальный руководитель стал пытаться уговорить родителей Лаймы отпустить ее в турне по Кавказу. Родители девушки были против, но что-то запретить дочке, которая считала себя самостоятельной, не могли. В 1970 году Лайма ушла от Паулса и уехала в тур по Аджарии. На концертах с ансамблем она исполняла репертуар на английском в разных жанрах. Тур был довольно успешным до одного трагического инцидента. Однажды автомобиль, в котором девушка возвращалась с очередного выступления, врезался в другую машину. Завязалась драка между музыкантами и пассажирами первого авто. Во время потасовки раздался выстрел. От одной и той же пули пострадали два музыканта из ансамбля.
Раненых отвезли в больницу, а остальных – в ближайшее отделение милиции. Стрелявший человек был сотрудником внутренних органов. Чтобы не потерять звание, он умолял Лайму соврать, что она услышала два выстрела: первый предупредительный и второй, направленный на человека в целях самозащиты. Лайма отказалась давать ложные показания, однако после суда за драку все же были арестованы двое музыкантов и худрук ансамбля. Однако произошедшее было еще не самым тяжелым испытанием для певицы. Хозяйка дома, в котором жила Лайма жила на Кавказе, выставила её с вещами на улицу — после случившегося Вайкуле перестала быть участницей и зарабатывать деньги. В местной филармонии над Вайкуле сжалились и поселили ее в местную цирковую гостиницу. Некоторое время спустя Лайма вместе с родителями музыкантов, находившимися под следствием, приехала в суд и, по собственным воспоминаниям, испытала жуткий страх от всего происходившего: на ее глазах осудили двух ее коллег из ансамбля. Позже подписка Лаймы о невыезде была аннулирована, и она вернулась домой в Ригу после своего первого гастрольного тура. В начале 70-х Лайма вернулась к занятиям в медицинском училище и, став самой примерной выпускницей, начала готовиться к поступлению в рижский мединститут. Однако все изменил очередной телефонный звонок из Ленинграда — знакомый пианист предложил Вайкуле приехать в Северную столицу, поскольку его ансамблю срочно нужна была певица. Музыка снова победила — отложив поступление, Лайма уехала из Риги, чтобы петь в зале гостиницы «Ленинград» для иностранных туристов. Также в начале 70-х Вайкуле успела поработать в Ялте, исполняя композиции для отдыхающих в ресторане “Ницца” на Черноморском побережье. С 1979 по 1984 год певица работала в знаменитом варьете «Юрас перле» (или “Морская жемчужина”) в Юрмале. Это место часто сравнивают с “Карнеги-холлом”, легендарным концертным залом Нью-Йорка. Для Вайкуле это место стало особенным — именно благодаря ему певица приобрела популярность и смогла неплохо заработать на собственных выступлениях.
Расцвет карьеры
После ряда успешных выступлений Лайма окончательно решила сделать выбор в пользу музыкального образования. В 1984 году певица поступила в ГИТИС на факультет эстрадной режиссуры. Параллельно Лайма снова начала сотрудничать с Раймондом Паулсом. Кроме западных композиций и песен на русском языке в репертуаре Вайкуле появились и латышские песни, которые она исполняла вместе с собственным коллективом «Лайма». Тогда же Раймонд Паулс написал для Вайкуле песню «Верококо». В 1986 году молодую певицу заметил Илья Резник — он предложил Лайме исполнить композицию «Ночной костер», написанную на его стихи. Впервые она прозвучала в радиоэфире, спустя некоторое время Лайма выступила с этой композицией на телепередаче «Песня-86». В том же году певица стала участницей советско-итальянского концерта, исполнив знаменитый «Вернисаж» в дуэте с Валерием Леонтьевым. 1987 год подарил ей еще один популярный хит «Еще не вечер» и участие в творческом вечере Раймонда Паулса, проходившем в популярном концертном зале «Россия». О Вайкуле заговорили, как о новой советской эстрадной звезде, подающей огромные надежды. После участия в чешском конкурсе «Братиславская лира», где ей вручили главный приз, Лайма стала довольно узнаваемой на территории Союза певицей. Чувствуя громкий приближающийся успех, Вайкуле начала работать над сольной программой. В 1988 году состоялся первый самостоятельный концерт Лаймы Вайкуле. Довольно символично и то, что выступление прошло в том же зале, где двумя годами ранее певица выступала на творческом вечере своего вдохновителя, Раймонда Паулса. В 1989 году по приглашению американского продюсера Стэна Корнелиуса Лайма отправилась в Америку для съемок на ТВ и работы над своим первым альбомом. Тогда же на экраны выше советско-американский фильм о певице. Западные СМИ называли Вайкуле ”русской Мадонной”, и зал рукоплескал певице даже на иностранных концертах. 90-е годы в творческой карьере Лаймы ознаменовались записью новых альбомов — Вайкуле удалось выпустить семь новых пластинок, записанных на территории России и Латвии. Записи Вайкуле успешно раскупались не только на территории бывшего Союза, но и по всему миру. Не обошлось и без масштабных гастролей — с 1991 года Лайма посетила с концертами множество европейских стран, Японию и США. В 1993 году певица получила специальный приз от принца Монако на World Music Awards, выступив с песней Breakin’ Away. С начала 2000-х Лайма стала регулярным гостем фестиваля “Новая волна” в Юрмале, а также огромного количества сборных музыкальных концертов, которые транслировались по федеральным каналам. Также до 2014 года Вайкуле несколько раз принимала участие в “Голосящем КиВиНе” в качестве члена жюри. В 2015 году у Лаймы произошел конфликт с продюсером Игорем Крутым. Его причиной стал переезд фестиваля “Новая волна” из Юрмалы в Сочи. В год отмены Вайкуле организовала в Юрмале собственный фестиваль Laima Rendezvous Jūrmala, участниками которого стали исполнители из разных стран. Крутой не принял такого шага и неоднократно выразил недовольство в СМИ по этому поводу.Личная жизнь Лаймы Вайкуле
Еще будучи студенткой медицинского училища в конце 60-х, Лайма почти в одночасье перестала быть «гадким утенком», каковым считала себя еще со школы. Тогда у нее появилось сразу несколько взрослых ухажеров — студентов медицинского института. Ребята не подозревали о наличии соперников, и каждый считал себя единственным в жизни девушки. Поэтому в 16 лет Вайкуле, отчаявшись выбрать достойнейшего, устроила для них своеобразный рыцарский турнир. Будущая певица пригласила всех своих кавалеров на день рождения, решив, что с ней в итоге останется самый неревнивый. Как и ожидалось, ребята разочаровались и ушли, а единственный оставшийся на празднике ухажер принялся объяснять строптивой девушке, как она всех унизила. Много лет спустя Лайма вспоминала об этих событиях так:Приехав на работу в Ленинград в 1970 году, в ансамбле Лайма встретила бас-гитариста Андрея Латковского. Молодые люди были познакомились еще в Риге, однако тогда 16-летняя Лайма не впечатлила музыканта. Спустя несколько лет перед ним стояла подросшая очаровательная девушка, и молодой человек сразу потерял голову. Вскоре у Андрея и Лаймы появились романтические чувства друг к другу. С самого начала отношений Латковский оберегал Лайму — молодой человек всегда проверял, тепло ли она одета, и не разрешал Вайкуле гулять в сомнительных компаниях. По словам певицы, Андрей был романтичным и обходительным, поэтому произвел на нее колоссальное впечатление.Каждый из этих ребят, красивых и умных, годился в спутники жизни. Можно было выйти замуж, нарожать детей, но я как будто предчувствовала, что сцена станет главным в моей судьбе.
В Ригу к родителям Вайкуле они вернулись вдвоем с новостью о своем союзе. Дальше Лайму ожидало знакомство с семьей Латковского. По словам Вайкуле, тогда для нее самым важным было понравиться дедушке возлюбленного, Викентию Латковскому, известному государственному деятелю. Очаровательной певице это удалось с лихвой — новая девушка сына настолько впечатлила родителей Андрея, что они стали настаивать на свадьбе.
Однако сама Вайкуле к браку не была готова. К тому же как раз в то время влюбленные устроились на работу на круизном лайнере, который ходил за границу — как официальных супругов их был туда не пустили. А после окончания турне Андрей и Лайма не стали возвращаться к вопросу женитьбы, продолжая жить в гражданском браке.
В одном из интервью Лайма рассказывала о своей ранней беременности, которая произошла во время учебы в медицинском — тогда девушке пришлось сделать аборт. Маме Лайма долго не могла рассказать о том, что с ней произошло. Позже Вайкуле узнала, что детей она больше никогда иметь не сможет — потомства за долгие годы счастливой жизни у Вайкуле и Латковского так и не появилось. О раннем аборте певица сожалеет на протяжении долгих лет, комментируя случившееся с собой так:
О браке у Лаймы Вайкуле тоже особое мнение. По словам певицы, она не стремилась замуж, желая сохранить свою свободу и самостоятельность. Тем не менее, вместе с Андреем они живут много десятков лет и в 2020 году отпраздновали пятидесятилетие их знакомства. Лайма считает, что отчасти благодаря отсутствию штампа в паспорте им с Андреем удалось сохранить самое главное в отношениях между мужчиной и женщиной – взаимное уважение. Латковский стал для нее не просто близким человеком, но и преданным другом. Особенно явно певица поняла это в 1989 году, когда американские врачи вынесли ей страшный вердикт — онкология. После сложной операции, которая потребовалась певице, с ней регулярно постоянно находился ее гражданский муж. По мнению Вайкуле, именно благодаря Андрею она справилась со страшной болезнью и начала жить заново.Умоляю, девочки, не делайте аборт! Если забеременели и боитесь, что не справитесь сами, лучше отдайте ребёнка мне!
Лайма Вайкуле сейчас
Почти до конца марта 2020 года в загородном доме Вайкуле в Юрмале велась подготовка к новому фестивалю Laima Rendezvous Odessa. Однако пандемия коронавируса нарушила эти планы, и Лайме с Андреем пришлось уйти на вынужденную самоизоляцию.По словам певицы, на улицу она выходит лишь для того, чтобы выгулять собак в лесу, а в остальное время семья живет той же жизнью, что и раньше, но гораздо больше находясь в интернете. В социальных сетях латвийская прима часто делится своими мыслями с подписчиками. Например, в одном из постов Вайкуле назвала карантин уникальным шансом для переосмысления своей жизни.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49