Биография группы ДДТ
ДДТ или, как ее называют в народе, Дуст, – группа, во главе с Юрием Шевчуком поддерживающая славное лицо русского рока уже более 35-ти лет. Группа, рассказавшая всем, что такое осень и в чем виновата весна. Тексты песен ДДТ полны остросоциальной сатиры и разъедают привычное мировоззрение, как отрава тараканов – отсюда и название. У лидера группы с первых дней существования группы и по сей день сложилась репутация никогда не прогибающегося под власть правдоруба.История создания
Уфа, 1980 год. Где-то в Москве гремит Олимпиада, в Тбилиси проходит первый в истории СССР рок-фестиваль «Весенние ритмы», а в городе на реке Белой набирает силу только что родившийся коллектив, впоследствии получивший название ДДТ.Все началось с того, что поэта и исполнителя песен Юрия Шевчука пригласили в ритм-энд-блюз кавер-группу «Калейдоскоп», выступавшую в местном Доме культуры. Он, прирожденный лидер, стал удачным дополнением к гитаристу Рустаму Асамбаеву, барабанщику Ринату Шамсутдинову (позже за барабанами побывали Борис Пастернаков и Рустем Каримов), клавишнику Владимиру Сигачеву и басисту Геннадию Родину. Вскоре басисту на глаза попалось объявление о записи на всесоюзный музыкальный конкурс «Золотой камертон». Приз обещали просто невероятный – бесплатную запись пластинки на государственном лейбле «Мелодия». Парни в кустарных условиях записали две собственные песни со словами авторства Шевчука (Чёрное солнце» и «Не стреляй!») и кавер на «Все как прежде» Юрия Антонова и отправили бобину по указанному в газете адресу. Что-то в начинающих музыкантах зацепило жюри, и ДДТ прошли во второй тур. Для участия в следующем этапе требовалась более качественная запись, и музыканты, заручившись поддержкой Башкирского телевидения, зимой 1981 года на полулегальных условиях записали дебютный альбом.
В пластинку вошли 9 песен, включая антивоенную «Не стреляй!», посвященную не вернувшимся из Афганистана советским солдатам, а также «Черное солнце», «Под шумок», «Инопланетянин» и др. Репертуар группы пребывал в стадии поиска творческого самовыражения: здесь был и хард-рок, и рок-н-рол, и баллады, и блюзовые композиции, и фольклорные интонации… После этого в группе наступило затишье, связанное в основном с защитой Шевчуком диплома (он учился на учителя рисования) и распределением в сельскую школу. В апреле 1982 году Юрий вернулся в родной город и занял должность руководителя самодеятельности в местном ДК. ДДТ возобновили репетиции, вскоре дали концерт для уфимских поклонников и следом записали в полулегальных условиях свой второй альбом – «Свинья на радуге». Как позже выяснилось, под «свиньей» подразумевался Леонид Брежнев. Одноименная песня сразу же стала запрещенной, а группа получила негласное вето на концерты вплоть до Перестройки. С Шевчуком беседовали в КГБ, где, к слову, сразу догадались, кто скрывался за «свиной» аллегорией.Пластинку музыканты подписали «DDT-1» – в честь популярной в народе отравы «дуст», подразумевая, что будут бороться с различными «паразитами».
В 1982 году выяснилось, что ДДТ прошли в финал «Золотого камертона». Но из-за бюрократической ошибки право выступать на конкурсе, который впоследствии был показан по телевизору, получил только Шевчук. Он спел несколько песен, включая «Не стреляй!», которая и принесла музыканту главный приз конкурса. Но чтобы записать ее на студии, нужно было также исполнить несколько песен советских композиторов из «белого листа». Шевчук отказался, и группа фактически ушла в подполье.
Основные этапы творчества
Череповец. 1983 год. Группа пребывала на грани распада. Шевчук и Сигачев перебрались в Череповец, где у них нашлись единомышленники – группа «Рок-сентябрь», также финалисты «Золотого камертона». В распоряжении «Сентября» имелась профессиональная аппаратура, и уфимцы надеялись, что группа поможет им с записью нового альбома. Во время записи альбома приезжие оказались без средств к существованию. Шевчук устроился декоратором в местный театр, а Сигачев играл на дискотеках. Денег часто не хватало даже на хлеб и сигареты.Не обошлось без конфликтов с лидером «Рок-сентября» Вячеславом Кобриным – он-то полагал, что Шевчук и Сигачев станут приглашенными музыкантами в альбоме его группы. Так что название все-таки записанного в январе 1983 году альбома – «Компромисс» – отсылка к взаимоотношениям Шевчука и Кобрина. «Мы, бросив всё, рванули к вам как к людям, а теперь вот сидим в дерьме, даже денег на обратную дорогу нет. Вы нам просто обязаны помочь записаться – и тогда мы уедем. Если не поможешь – я тебя убью», – так Шевчук убедил Кобрина помочь им с записью пластинки. В пластинку попали 10 композиций, включая перезаписанную в лучших условиях «Не стреляй!», а также бонус-трек «Сижу на жестком табурете». Запоминающейся работой стал монолог «Они играют жесткий рок», в котором Шевчук сетовал на плачевное положение русского рока, но не терял надежды на то, что когда-нибудь он встанет с колен. Скорое осуществление этого предсказания – во многом заслуга ДДТ.
«Компромисс» разошелся по Союзу, услышали его и члены Ленинградского рок-клуба. Во время записи Шевчук познакомился с Александром Башлачевым, только начинавшим свой путь. Дальнейший путь группы ДДТ можно охарактеризовать как кочевой. Шевчук и Сигачев объединились с остальным коллективом, к которому добавился второй клавишник Нияз Абдюшев. В мае 1983 года они выступили на фестивале «Молодежь в борьбе за мир» в столичных «Лужниках». После этого Шевчук отправился в путешествие по стране с целью заработать на профессиональное оборудование.
В 1984 году свет увидел альбом «Периферия». Название говорит о том, что в основу материала легли впечатления Шевчука от поездки по дальним уголкам России и от жизни в родной Башкирии. Остросоциальный альбом писался ночами – члены коллектива тайком пробирались в студию башкирского ТВ. Вскоре в уфимском ДК «Авангард» состоялся концерт ДДТ, причем выступать группе пришлось под именем «Нияз Абдюшев с друзьями». Однако обман все равно был вскрыт, а группу обвинили в финансовых махинациях, так как концерт в тот раз был платным – собирали деньги для фронтмена, который не брали ни на одну работу. С руководством ДК долго вели беседы в КГБ. Участников ДДТ «прессовали», а Шевчука даже окрестили в местной прессе «агентом Ватикана» – за строчку про Иисуса из композиции «Наполним небо добротой». Ленинград. 1985 год. Шевчук переехал в Северную столицу, где начал тесно общаться с Александром Башлачевым. Тем временем оставшиеся в Уфе участники ДДТ образовали коллектив «Руда», просуществовавший до 1992 года. Четвертый магнитный альбом ДДТ «Время» был записан в том же году, но не в Ленинграде, а в Москве, куда Юрий начал наведываться все чаще. Даже в Москве были наслышаны о скандальном коллективе и не хотели браться за сотрудничество, поэтому кассета записывалась в домашней студии. Для записи в Москве приехала «уфимская часть» ДДТ. Это последний альбом с их участием. В течение следующих полутора лет создается золотой, как его назвали поклонники, состав ДДТ. Помимо лидера в новый коллектив постепенно влились Вадим Курылев (бас-гитарист, вокалист), Игорь Доценко (барабанщик), Андрей Васильев «Худой» (гитарист), Никита Зайцев (скрипач), Андрей Муратов (клавишник). Во время работы над новым альбомом лучших песен в группу пригласили саксофониста и флейтиста Михаила Чернова «Дядю Мишу», работавшего с джазовыми знаменитыми коллективами. Первая «дозволенная» пластинка ДДТ «Я получил эту роль» была выпущена в 1989 году фирмой Мелодия и разлетелась по стране ошеломительным тиражом – более двух миллионов. В это время группа приобретает поистине народную популярность и много гастролирует по всему СССР. Год 1991. Почти прекращаются гастроли. ДДТ «питерского состава» записывает альбом «Оттепель». Две стороны пластинки диаметрально противоположны: ирония рок-н-рола сменяется философическими размышлениями о судьбах и мире. Названия композиций саркастически поддевали новые российские реалии: «Брейк-данс по-русски», «Обдолбанный Вася», «Мама, я любера люблю». Сюда же вошла знакомая композиция «Ленинград». В сборник вошла лишь часть песен, написанных Шевчуком за пять предыдущих лет. Весной вторая их часть составила альбом под названием «Пластун», который, правда, вышел официально лишь в 1995 году. Девяностые стали переменчивыми не только для страны, но и для группы. В группу пришли новые клавишник Константин Шумайлов и гитарист Павел Борисов. На смену бас-гитаристу Вадиму Курылеву явился Алексей Федичев. Вместе с тем в 1992 году ДДТ записали очередной студийный альбом «Актриса Весна», в полной мере явивший поклонникам лирическую сторону коллектива. Хит про осень звучал даже из электрочайников. Группа гастролировала со своей первой концептуальной концертной программой «Черный пёс Петербург», принимала участие в крупнейших рок-фестивалях (в т.ч. «Белые ночи»), дала бесплатный концерт на Дворцовой.
Следующий студийный альбом «Это все…» увидел мир в 1995 году, а следом ДДТ впервые отправились с выступлениями в зону вооруженного конфликта в Чечне. Свое пятнадцатилетие группа отметила программой «От и до» в Санкт-Петербурге. Дальнейший период, вплоть до наступления двухтысячных, ознаменовался выпуском четырех новых альбомов и созданием концептуальной программы «Мир номер ноль». Резня в Косово ожидаемо не оставила равнодушными участников коллектива и его лидера.Сначала над сценой разносился звук гитары, символизировавший вой Черного пса – главного лирического героя программы. Музыканты планировали использовать для имитации воя терменвокс, но в не годы этот диковинный инструмент достать было нереально. Свет и декорации были созданы при помощи театрального художника, а музыканты выходили на сцену в черных одеяниях.
Год 2000. С приходом миллениума меняется звучание обновленного состава рок-группы. Помимо традиционных инструментов к ним добавляется электронная музыка. 25-летний юбилей ДДТ отмечает гранд-туром по России и выпуском альбома «Пропавший без вести». Шевчук становится участником антивоенной программы «Не стреляй!», едет в Грузию и Осетию, где вместе с коренными творческими коллективами призывает прекратить вооруженный конфликт. 2010 и последующие годы снова приносят перемены в творческом составе. Уходят из группы Михаил Чернов, Игорь Борисов, Иван Васильев и последний из «золотых» Игорь Доценко. На их место пришли бас-гитарист Роман Невелев, тромбонист Антон Вишняков, вокалистка Алена Романова. Невзирая на критические выпады, альбомы, выпущенные с обновленным составом – «Иначе» и «Прозрачный» – имеют успех.
Коллаборации с другими артистами
- Сотворение мира – ДДТ ft. Мумий Тролль
- Сегодняшним днем – Юрий Шевчук ft. Пилот
- Дома не был – ДДТ ft. Калинов мост
- В бой – Юрий Шевчук ft. Lumen
- Дайте мне один патрон – Юрий Шевчук ft. Ангел НеБес
- Летели облака – ДДТ ft. EDM-трио Swanky Tunes
- Разные люди – экс-ДДТ Вадим Курылев ft. Александр Чернецкий
Скандалы
Как водится, ни одна уважающая себя рок-команда не обходится без скандалов. А уж «Юлианыча» и ДДТ за столько лет творчества СМИ не раз вспоминали. Драка с Филиппом Киркоровым в 2003 году, запрещенные и несостоявшиеся концерты, суд с губернатором Брянщины Николаем Дениным, который музыканты в 2013 году выиграли, протест против вырубки Химкинского леса... Не обошлось и без обвинений в плагиате. Так, услышав одно из выступлений Олега Газманова, Шевчук вдруг признал в одной из песен свою: «Рожденный в СССР». 2017 год ознаменовался затянувшейся пикировкой с Сергеем Шнуровым: мэтру рока не по нраву изобилие матерщины в песнях Ленинграда да и само их дионисийское творчество. Шнур в долгу не остается: отвечает Юрию Юлиановичу в своем инстаграме стишком, мол, музыку ДДТ никто не запоминает, она навевает тоску.Дискография. Студийные альбомы
- Я получил эту роль (1987)
- Оттепель (1990/91)
- Пластун (1990/91)
- Актриса Весна (1992)
- Это все… (1995)
- Любовь (1996)
- Рожденный в СССР (1997)
- Мир номер ноль (1999)
- Метель августа (2000)
- Единочество. Мама, это рок-н-рол (2002)
- Единочество. Живой (2003)
- Пропавший без вести (2004/05)
- Прекрасная любовь (2007)
- Иначе/P.S (2011)
- Прозрачный (2014)