Биография Сарика Андреасяна
Сарик Андреасян — известный российский кинорежиссер и продюсер с армянскими корнями и неоднозначной репутацией. Маститые кинокритики называют его «настоящим чудовищем» и «угрозой культуре», кинообзорщики с YouTube раскладывают его фильмы по косточкам, а на ресурсах вроде Кинопоиска картины Андреасяна неизменно «хвастаются» низкими рейтингами, однако в кинотеатрах всегда собирают внушительную кассу. До какого-то момента имя режиссера ассоциировалось исключительно с комедийными работами («Беременный», «Корпоратив», «Что творят мужчины», «Тот ещё Карлосон!» и др.), а также боевиком «Защитники», провальной попыткой «нашего ответа „Мстителям“».Однако позже он стал снимать куда более глубокие и драматичные картины. Например, экранизировал историю Виталия Калоева («Непрощённый»), биографию советского маньяка Чикатило, антиутопию Евгения Замятина «Мы». «Я люблю драмы, но много лет снимал „чебурашек“. Так было надо!», – говорит режиссёр.
Детство
Будущий кинодеятель появился на свет в Ереване в августе 1984 года и стал третьим ребенком в семье Гарника Андреасяна и его супруги Еразик Багдасарян. У пары уже подрастали двое сыновей: Артеш и Гевонд. Позже в семье родилась дочь. В детстве Сарик стал свидетелем Спитакского землетрясения. Сколько себя помнит, он всегда мечтал снять фильм о катастрофе, унесшей десятки тысяч жизней, кропотливо собирал материал, общался с пострадавшими (много лет спустя, в 2016 году, он выпустил фильм «Землетрясение» о Спитакской катастрофе). Когда мальчику было четыре года, из-за разгоравшейся Карабахской войны семейство перебралось в казахстанский город Костанай, где и прошло детство Сарика. Поначалу было очень трудно. Они ютились едва и не в землянке, и даже таких простых вещей, как тарелки и столовые приборы, не хватало на всех членов семьи.В школе он играл в КВН, интересовался фильмами, мечтая в дальнейшем связать жизнь с киноиндустрией.Если я когда-нибудь и экранизирую свое детство, то это будет история армянской семьи, которая переезжает в другую страну и пытается быть счастливой. Мои родители - настоящие герои, я не понимаю, как они умудрились вырастить приличных детей и помочь им выбраться из нищеты.
Образование
Получив аттестат, в 2000 году Сарик поступил в Костанайский государственный университет, на факультет журналистики. Выбор именно этой специальности для него стал своего рода компромиссом. В Кустанае был колледж культуры, но там можно было получить лишь специальность театрального режиссера, а это совершенно не интересовало Андреасяна. Он посчитал журналистику профессией, наиболее близкой к тому, чем он мечтал заниматься. И, в принципе, учился неплохо, но быстро понял, что это не его путь.Поэтому в 2002 году Сарик забрал документы из вуза, а уже в 2003, перебравшись с братьями в российскую столицу, поступил на курсы в мастерскую Юрия Грымова, чтобы освоить режиссерское ремесло. Покидать родной Костанай было больно до слёз, но Москва манила своими возможностями. Андреасян осознанно выбрал курсы, а не полноценное обучение в вузе. Для него как для гражданина Казахстана ВГИК в год обошелся бы в 10 тысяч долларов, что было неподъемной суммой для его семьи даже с учетом того, что Сарику самому удавалось в это время заработать.
В мастерской Грымова же обучение стоило всего три тысячи долларов. И преподавали там мастера из того же ВГИКа. Обучение продлилось два года. Полученные за это время знания и стали той базой, на которой Андреасян построил свою карьеру.
КВН
В студенчестве Андреасян продолжил играть в КВН. Как признавался режиссер, Клуб веселых и находчивых дал ему возможность «трепать языком» и благодаря этому найти работу в ночном клубе, где он в качестве ведущего выходил на сцену два вечера в неделю.С другими ребятами Сарик организовал команду «Настоящие армяне», куда вошли его братья и несколько других знакомых харизматичных ребят. Они начали гастролировать, ориентируясь, прежде всего, на зрителей-армян, живущих в разных городах. В месяц удавалось давать по пять концертов, что было отлично для команды, не игравшей в Высшей лиге. Андреасян получал за выступление около двухсот долларов, что в начале двухтысячных считалось хорошим заработком для студента.
Сарик Андреасян считал претензии к его команде несправедливыми, так как никто ее выступления по телевизору не показывал и не вкладывался в их раскрутку, соответственно, по логике, и требования делиться доходами от концертов были необоснованными. Тем не менее, после случая в Сочи стало очевидно, что КВНовский путь для Андреасяна был закрыт. Настало время полностью сосредоточиться на кино.«Настоящие армяне» гастролировали на протяжении года. А когда они однажды приехали на фестиваль КВН в Сочи, оказалось, что команду включили в черный список, поскольку она не делилась заработками с правообладателем бренда «КВН» (творческое объединение «АМиК»).
Режиссёрская карьера
Чтобы пробить дорогу в кинобизнес, Андреасян объединился с двумя единомышленниками — Алексеем Нужным и Леонидом Марголиным. Творческий коллектив занимался подготовкой сценариев. Свои работы его участники распечатывали и отвозили в кинокомпании с просьбой показать их редакторам. Сценаристам улыбнулась удача где-то на восьмом попытке, ставшей основой для фильма «Лопухи». Понимая к тому времени уже кое-что в маркетинге, Андреасян, как и его коллеги, сделал вывод, что для успеха фильма важно участие звезд. Поэтому сценаристы предложили создателям картины договориться с командой КВН «Уездный город», дружбу с которой водили. Так, двигаясь наощупь, Андреасян, как он сам говорил, с горем пополам, сделал свои первые шаги в кино.Проект оказался прибыльным, и это открыло дальнейшие перспективы в карьере начинающего работника индустрии. После «Лопухов» Андреасяна пригласили работать в весьма успешную на тот момент кинокомпанию «Леополис» на должность штатного сценариста. Пробовал себя и в режиссуре: снимал клипы и рекламные ролики. Причем первый заказ был получен обманом:
В соавторстве с Николаем Ковбасом Сарик написал сценарий к будущему фильму «Служебный роман. Наше время», ремейку популярной советской картины. Андреасян взялся и за режиссуру нового фильма. Несмотря на множество негативных отзывов в адрес ремейка, сам Андреасян считал проект успешным, учитывая, что в его создание было вложено около 50 миллионов рублей, а прокат фильма в России и Украине принес денег в десять раз больше. После того, как у кинокомпании «Леополис» начались финансовые проблемы, Андреасян ушел и вместе со своим братом Гевондом основал компанию Enjoy Movies, превратившись еще и в продюсера. Первой картиной, которую снял Сарик Андреасян под эгидой новой компании, стал фильм «Беременный». Кинокритики назвали его плагиатом американского «Джуниора», зато с вложениями в 2 миллиона долларов при прокате комедии, где снялись Дмитрий Дюжев, Михаил Галустян и Анна Седокова, удалось собрать 8 миллионов. На полученную от проекта прибыль Сарик Андреасян снял трогательный и весьма успешный киноальманах «Мамы», выступив при работе над картиной в качестве сценариста и режиссера одной из новелл, а также продюсера.Показал заказчику клип каких-то чуваков из Латинской Америки, [а выдал за свой]. На встречу привел своего друга оператора и всем наврал, что он из Германии и не говорит на русском, но он великий оператор. И нам поверили.
В дальнейшем он придерживался той же тактики, вкладывая заработанные на производстве картин деньги в создание следующих. Впрочем, далеко не все его проекты были коммерчески успешны. Например, не оправдали себя «Защитники» (2017), созданные по образу и подобию американских супергеройских киновселенных. Позже Сарик скажет, что американские супергерои чужды для российского зрителя, и надо полагаться на родных для собственной культуры персонажей вроде Чебурашки. Но тогда провал «Защитников» сильно подкосил его репутацию. Режиссер не впервые сталкивался с критикой, но тогда против него развернулась настоящая травля:
Не в последнюю очередь триггером общественной реакции стали обзоры блогера BadComedian (Евгений Баженов), высмеивавшего каждый новый фильм Андреасяна ещё со времён «Лопухов». Примечательно, что спустя несколько лет, когда на Евгения подала в суд кинокомпания Kinodanz из-за обзора на «За гранью реальности», Сарик неожиданно встал на защиту своего оппонента и назвал его «талантливым парнем». Впоследствии они даже встретились лично, поговорили по душам и уладили все разногласия. С началом финансовых проблем в студия Enjoy Movies, связанных в том числе и с провалом «Защитников», Андреасяны основали новую — «Больше кино».Я вряд ли готов снова подвергнуться такому глобальному троллингу. Это была настоящая травля.
Стоит отметить, что еще в 2013 году была создана международная кинокомпания Glacier Films, в которую вошли и братья Андреасяны. Под её эгидой Андреасян снял криминальную драму «Ограбление по-американски» с Эдрианом Броуди и продюсировал комедийный хоррор «Кутис» с Элайджей Вудом. В том же качестве ему довелось поработать и на проекте «Кровавая леди Батори». Картина создавалась усилиями компаний Glacier Films, Media Pro, Enjoy Movies. Главную роль в этом фильме ужасов, съемки которого проходили в Румынии, сыграла Светлана Ходченкова.
Снимая комедии, режиссёр всегда мечтал рассказывать людям более драматичные и глубокие истории. Первой ласточкой стала уже упоминавшаяся выше драма «Землетрясение», основанная на реальных событиях и вышедшая в 2016 году. Это было первое действительно авторское высказывание Сарика. Вторым подобным опытом стала драма «Непрощённый» (2018), тоже основанная на реальных событиях. В центре сюжета оказалась трагедия Виталия Калоева, потерявшего жену из-за ошибки авиадиспетчера. Главного героя мастерски сыграл Дмитрий Нагиев. После этого Нагиев стал любимым актёром Андреасяна и играл главные роли во многих серьёзных проектах Сарика. Например, в ностальгическом фильме о русских эмигрантах в США «Гудбай, Америка», который в какой-то мере стал воплощением давнишней мечты режиссера:
А в 2020 году вышел первый сезон сериала «Чикатило», где печально знаменитого серийного убийцу играл Дмитрий Нагиев. Андреасян признавался, что гордится этим проектом – высокохудожественным и снятым хорошо даже по мировым меркам. Выход сериала не обошёлся без скандалов. В обществе развернулась дискуссия – мол, можно ли экранизировать биографии преступников такого уровня, не начнут ли зрители им симпатизировать? Андреасян уверен, что подобного рода проекты не дают забыть об ужасах, творимых персонами наподобие Чикатило, а следовательно, позволить им повториться в будущем. Однако в марте 2021 года, во время интервью режиссера изданию «Комсомольская правда» в студию позвонила женщина, засыпавшая Андреасяна обвинениями из-за съемок «Чикатило», посоветовав напоследок «убираться в свою Армению», Сарик не выдержал, сбросил с себя наушники, в сердцах пнул стену и ушёл. Подобное отношение режиссер расценивает как цензуру:Я сам всегда был иммигрантским ребенком, поэтому история о своих корнях и о своем месте меня волновала всегда. Возможно, работая в США, я почувствовал это сильнее, но, скорее, мое кино – это какая-то дань уважения детству и ностальгия по родному дому.
Во время пандемии Сарик Андресян столкнулся с финансовыми проблемами. В это время в прокат вышел фильм «Кома», продюсерами которого выступили братья Андреасян. Однако из-за глобального карантина были потеряны потенциальные доходы от проката фильма за рубежом.Если мы все хотим заниматься цензурой, давайте ею заниматься. Но тогда пусть она касается всех, а не так, чтобы вот тут… Причем мы сделали художественный продукт. И я повторю, что это талантливый художественный продукт. Это дело каждого, и каждый имеет на это право. И каждый имеет право это смотреть либо не смотреть.
Зато во время пандемии Сарик снял комедийные сериалы «Нагиев на карантине» и «Нагиев на каникулах», полнометражную комедию с Максимом Лагашкиным «Проклятый чиновник», начал снимать комедийный сериал «В активном поиске» с Нагиевым в главной роли. Как и многие режиссеры, Андреасян периодически появляется в собственных фильмах с камео. Например, в картине «Тот еще Карлсон», где он был режиссером и продюсером, сыграл одного из зрителей на концерте, а в фильме «Любовь в нерабочие недели» появился в образе героя по имени Рудик.
Личная жизнь Сарика Андреасяна
В течение семьи лет Сарик Андреасян был женат на журналистке Алене Тимченко. Они познакомились в соцсетях, долго переписывались, а потом случайно столкнулись на улице. Так всё и завертелось. У пары родилось двое мальчиков — старший Марк и младший Мартин (названный в честь американского режиссера Мартина Скорсезе). Как объяснял режиссер, он намеренно дал сыновьям «международные имена», чтобы никто из окружающих не страдал, выговаривая их, да и чтобы у мальчиков не было лишних проблем, потому что сам Андреасян каких только вариаций своего имени не слышал за жизнь.В 2018 году Сарик и Алёна развелись. О причинах развода они предпочитают не распространяться, так как обоим разрыв дался тяжело.
Конечно, когда в июне 2022 года Сарик Андреасян сделал предложение актрисе Елизавете Моряк, которую он снимал практически во всех своих работах с 2019 года, многие поклонники режиссера тут же навесили на девушку клеймо разлучницы. Для Лизы это было болезненно. Она рассказала о том, как начинался их с Сариком роман. На момент их знакомства (В Испании, на съемках фильма «Девушки бывают разные») он ещё был женат и первым начал проявлять знаки внимания, но отношения с женатым мужчиной всегда были для Моряк табу.
В феврале 2023 года у Сарика и Елизаветы родилась дочь, которую назвали Элизабет. Растроганный отец тут же поделился с подписчиками фотографиями из роддома.Он оказывал мне приятные знаки внимания, ухаживал. Но мне не хотелось стать девушкой на одну ночь. В то же время я понимала, что Сарик режиссер, который может в будущем предложить мне работу… А потом он сообщил, что принял очень страшное для себя решение — развелся с женой. При этом он не знал, будем ли мы вместе.
Сарик Андреасян сейчас
В 2022-2023 годах режиссер и продюсер активно работал над новыми кинопроектами. Он стал генеральным продюсером сериала «Бедный олигарх», вышедшего на экраны в 2022 году. Вместе с братом спродюсировал комедию «В активном поиске-2». Андреасян выступил режиссером сериала «Жизнь по вызову» с Павлом Прилучным. В 2022 году вышел еще ряд картин, в работе над которыми принимал участие Сарик Андреасян. Это комедия «Здравствуйте, вам пора!», экранизация повести Наринэ Абгарян «Манюня», драма «На ощупь» с Димитрием Нагиевым в главной роли и еще ряд картин.В 2023 году зрители смогли оценить психологический триллер «Вторая линия», одним из продюсеров которого стал Сарик Андреасян. Кроме того, на экраны вышел плод его продюсерских трудов — комедия «Звездный суд», созданная по следам судебного процесса Джонни Деппа и Эмбер Херд, правда, преподанная как конфликт в российских реалиях. В прокат вышел и фильм-катастрофа под названием «На солнце, вдоль рядов кукурузы», созданный на основе реальных событий. Андреасян стал режиссером этой картины. Главную роль в ней сыграл Егор Бероев. Также Сарик Андреасян был продюсером драматического сериала «Немодельное агентство», который зрители увидели в 2023.
Тогда же в производстве находилось еще несколько его проектов. Это продолжение сериала «Жизнь по вызову», экранизация книги Екатерины Мартыновой «Исповедь узницы подземелья» под названием «Несломленная» и спортивный фильм «Панчер» (в этом проекте Андреасян выступил как генеральный продюсер). Режиссер выкупил права на экранизацию нескольких популярных литературных произведений, среди которых – сказочная повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, кот и пес», «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Планировалась экранизация этих книг. Также Андреасян приступил к производству мультсериала «Манюня». В одном из интервью он пояснил, что сделал ставку на семейный контент и в перспективе видит себя «локальным Диснеем».