Проблемы перехода к автономным образовательным учреждениям

В связи с вступлением в действие в 2011 году Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.10 г. существующие ныне образовательные учреждения должны будут изменить свой правовой и функциональный статус.

Как известно, согласно вышеуказанному закону все государственные (муниципальные) организации будут разделены на три типа: казенные, бюджетные и автономные учреждения. При этом государство устанавливает переходный период, который продлится до июля 2012 года, что дает возможность организациям подготовиться к предстоящим изменениям.

Наряду с получением образовательными учреждениями нового статуса закон предусматривает и изменение принципов финансирования, в связи с чем станут другими и формы отчетности. По сути в сферу бюджетных услуг будут внесены элементы рыночных отношений. Государство, являясь учредителем учебных заведений, будет ставить перед ними ряд определенных заданий и в соответствии с этим выделять финансовые средства. В свою очередь учреждения имеют право расширить финансирование сверх выделенного за счет оказания населению платных услуг.

Возможность перехода в «автономное плавание» была дана учебным заведениям муниципального и регионального значения с момента принятия Федерального Закона № 174-ФЗ от 03.11.06 г. Однако с тех пор немногие организации изъявили желание этой возможностью воспользоваться. Теперь же сделать выбор будет необходимо.

Бесспорным плюсом автономии является право самостоятельно распоряжаться полученными доходами. Кроме того, как свидетельствует имеющийся опыт, зарплата у сотрудников и руководителей учебных заведений автономного типа существенно выше, нежели у коллег-бюджетников. Соответственно и калькулятор отпускных показывает более высокие суммы при расчетах, что также весьма немаловажно.

К минусам прежде всего следует отнести трудности нормативного плана. Еще не до конца урегулированы вопросы составления заданий, не полностью отработаны механизмы финансирования и другие важные моменты. Поскольку государство снимает с себя ответственность за образовательное учреждение, сохраняя за собой его имущество, возникает вопрос: кто в данном случае будет отвечать непосредственно за здание и землю?

Остается надеяться, что к окончанию переходного периода большинство проблем будет решено, и образовательные учреждения будут чувствовать себя в новом статусе максимально уверенно.