Бизнес план заведений публичного питания: типичные ошибки при расчете

Бизнес- план остается главным документом, который определяет не только инвестиционную привлекательность любого субъекта коммерческого рынка (в том числе, и из числа представителей общепита), но и скорость перехода новой компании от стадии становления к этапу эффективного развития.

И для представителей сегмента общественного питания, по словам западных экспертов, данный документ играет особо важную роль. Отчасти из-за высокой конкуренции на рынке общественного питания, но в большей степени ввиду зависимости сегмента от внешних факторов.
Однако, по итогам последнего исследования было выявлено, что, несмотря на относительную простоту содержания, тот же бизнес план караоке бара, кофейни, небольшого продуктового магазина, кафе, – чаще всего составляется с ошибками. В среднем типичные просчеты в данных проектах обходятся небольшим компаниям в 25-30% потерянной прибыли ежегодно (в первые 2 года работы). Но случается, что заведение теряет и больше: не только в деньгах, но и в скорости развития. Причем, допускают эти досадные промахи не только отечественные менеджеры и экономисты, но и европейские составители планов. В рейтинге же наиболее распространенных недочетов планирования опытные аналитики международного центра выделили 2 пункта.
Во-первых, дезориентация в четком направлении работы. Многие даже вполне успешные ныне заведения значительно теряют в темпах развития из-за желания охватить побольше клиентов. На самом же деле, создавая обычное кафе, не рентабельно ориентировать его на полноценный ресторан. Найти пример бизнес плана кафе в правильном варианте исследователям удалось только в 8% случаев. В остальных первоначальных проектах предусмотрена губительная дифференциация услуг с потерей изначального статуса заведения, который при этом позиционируется как отличительное конкурентное преимущество. Кофейня должна предлагать посетителю кофе и булочку (пирожное, десерт), кафе – аперитивы и легкие закуски, магазин – продажу продукции. Это, по мнению экспертов, база успешного развития.
Вторая распространенная ошибка – стремление унифицировать собственный план для инвестора. Да, в некоторых случаях можно рассчитать бизнес-план магазина продуктов, в частности, поменять примерные данные на собственные показатели и получить относительно достоверный результат. Но здесь вступает в силу целый ряд неучтенных региональных рисков. Посему, в подобных ситуациях можно пользоваться готовыми образцами, но с тщательной переработкой. Ибо нужен бизнес-план, в первую очередь, отнюдь не инвестору, кредитору или спонсору, – а предпринимателю.