Биография Мартина Скорсезе
Мартин Скорсезе, подаривший миру свой талант и мастерство, больше, чем режиссер. Он – явление в мировой культуре, классик киноискусства, не перестающий удивлять зрителей и меняться, при этом оставаясь самим собой.Ранние годы
Мартин Скорсезе – ньюйоркец в третьем поколении, потомок итальянских эмигрантов. Он родился в семье рабочих Кэтрин и Чарльза Скорсезе 17 ноября 1942 года. Мартин рос в Квинсе, где ежедневно бандиты совершали налеты и выясняли отношения. Он был болезненным ребенком, страдал от частых простуд и приступов астмы. Родители-католики настояли на его обучении в приходской школе, желая, чтобы их сын стал священником. Но у Мартина были совсем другие планы. В своих интервью режиссер не раз шутил, что он хотел стать гангстером, а потом священником, а потом снова гангстером, потому что так было заведено законом улиц. Но на самом деле он с самого раннего детства грезил о кино. Картины, увиденные им во время киносеансов, на которые его брали с собой родители, произвели настолько сильное впечатление, что после нескольких лет обучения в католической школе он решил поступить в Университет наук и искусств. Для Кэтрин и Чарлза решение сына было неожиданным, но они поддержали его. Их сын должен был стать первым Скорсезе с высшим образованием.Мартин поступил учиться, однако вскоре был призван на срочную службу и был вынужден прервать учебу. После возвращения он продолжил обучение в университете Нью-Йорка.
Творческий путь
После окончания учебы Мартин снял несколько короткометражных лент на остросоциальные темы, которые привлекли внимание к молодому режиссеру. Первый полнометражный фильм – «Кто стучится в дверь мою», вышел в 1967 году, роли исполнили Зина Бетьюин и Харви Кейтель. Отзывы критиков были положительными, но все отмечали «шероховатости» и выражали надежду, что, набравшись опыта, Скорсезе будет снимать более удачные фильмы. В следующих работах режиссеру также не удалось достигнуть успеха: ленты «Уличная сцена» и «Берта товарный вагон» были признаны интересными, но не более. Но Мартина не интересовали мнения критиков и коллег, он был увлечен идеей нового фильма. Картина «Злые улицы», резонируя со ставшей в 70-х годах популярной книгой Марио Пьюзо, идеализирующей образ гангстера, развенчивала мафиозную романтику. Скорсезе, не понаслышке знавший безобразное нутро преступного мира, начиненное кровью и наркотиками, воплотил на экране образ человека, вынужденного стать преступником или пожертвовать жизнью во имя спасения другого человека. В отличие от последующих, эта лента показывала внутренний мир героя, нежели его восхождение к верхушке преступного олимпа. Роль Чарли, терзающегося чувством вины за предстоящее предательство, исполнил Харви Кейтель, а роль Джонни Боя – Роберт Де Ниро. Первый опыт Скорсезе и Де Ниро оказался удачным, предвестником огромного будущего успеха и положил начало их долгой дружбе. После трагикомедии «Алиса здесь больше не живет» с Эллен Берстин и Крисом Кристофферсоном вышла картина, которой было суждено произвести эффект бомбы – никто до этого не снимал ничего подобного. Урбанистическая лента «Таксист» бросила вызов устоявшимся тенденциям в кинематографе и обнажила пороки общества, предпочитающего не замечать зло. Восхитительный и возмутительный фильм нашел отклик в сердце каждого зрителя. Многослойная аллюзийная трагедия, события которой разворачиваются на фоне мрачного Нью-Йорка, отсылает и к библейским мотивам, и описывает реалии настоящего времени. Темы, поднятые в фильме, одиночество, борьба с внутренними демонами и душевная драма героя, одновременно и палача, и жертвы, в исполнении Де Ниро, каждый кадр фильма – шедевр киноискусства. В картине также снялись Кейтель и совсем юная Джоди Фостер, которой досталась роль проститутки.Период с 1977 по 1990 год был отмечен такими несомненными успехами, как драма «Бешеный бык», «Король комедии», «Цвет денег», и триллер «Мыс страха», в которых Скорсезе продолжил сотрудничество с Де Ниро, а также снял Пола Ньюмана, Уиллема Дефо и Тома Круза. Лента-аллегория «Последнее искушение Христа» содержала рассуждения режиссера на тему его личных отношений с богом; она вызвала негодование у церкви и чуть не стала причиной трагедии. Режиссер получал угрозы от фанатиков и, опасаясь расправы, был вынужден нанимать телохранителей. Продолжением гангстерской темы стали «Славные парни» с Де Ниро, Рэем Лиоттой и Джо Пеши. Идея неотвратимости возмездия, перекликающаяся с темой преданности, семейных ценностей и религии, была искусно передана художником. Невероятно жестокий и реалистичный, фильм является одним из лучших в своем жанре. В начале 2000-х в прокат вышли «Банды Нью-Йорка». Участие в фильме приняли Дэниел Дэй-Льюис, Брендан Глиссон и Джим Бродбент. Но в интервью изданию Parade мастер отметил, что без участия Леонардо Ди Каприо, пригласить которого ему предложил Де Ниро, такого успеха картина бы не имела. Именно с «Банд» и началось долгое сотрудничество Скорсезе и Ди Каприо. Снятые Скорсезе фильмы вошли в классику мирового кино, актеры, снявшиеся в них, получили награды, в том числе заветного Оскара и британскую BAFTA. Однако сам мастер, номинировавшийся на Оскара не менее 9 раз, получил главный приз киноакадемиков в 2006 году за свой фильм «Покойники», в русском прокате получивший название «Отступники». В основу картины, снятой по мотивам гонконгской «Двойной рокировки», была положена история ирландского мафиози и работавшего на него агента ФБР. Лео Ди Каприо и Мэтту Дэймону достались главные роли, также в фильм были приглашены Джек Николсон, Марк Уолберг и Алек Болдуин. Мастерски поставленная картина, сочетавшая черты тонкой психодрамы и роскошного полицейского триллера, снова произвела фурор своим скептицизмом и отсутствием хэппи-энда, символизирующего безнадежность города грехов в частности, и всего преступного общества в целом. После «Отступников» режиссер представил несколько картин, вызвавшие неоднородную реакцию у зрителей. Короткометражка «Ключи от Резервы» 2007 года, лента, более относящаяся к авторскому кино, нежели к игровому и снятая в псевдокомедийном жанре, была посвящена творчеству Альфреда Хичкока. Некоторыми критиками тонкая ирония Скорсезе была воспринята как насмешка, и фильм не занял полагающегося ему места в галерее шедевров мастера. В съемках картины приняли участие Саймон Бэйкер и Майкл Стулбарг. «Американский парень» был снят в 2009 году в необычном даже для Скорсезе стиле беседы режиссера с его давним другом, и словно иллюстрировал судьбу вымышленного персонажа, некоего Стивена Принца. Собеседник рассказывал Мартину о наркотиках, женщинах и преступлениях, об удачах, которые прошли незаметно, и о трагедиях, которые можно было бы избежать.«Таксист» (1976) – один из лучших фильмов мирового кинематографа, ставший венцом эпохи неонуара и началом постнуара, воплощающего параноидальную эстетику распада личности.
Документальная попытка переосмысления жизни человека, не являющегося ни медийной фигурой, ни даже реальным персонажем, по понятным причинам не стала хитом киносезона, но понравилась вдумчивому зрителю, свободному от предрассудков. В фильме снялся сам Скорсезе, а также Джордж Меммоли, Кэти МакГиннис и Джулия Кэмерон. В 2010 году режиссер, словно давший своим поклонникам передышку, обрушил на них психологический триллер с шокирующей и драматической развязкой «Остров проклятых». Сложная драма, словно мозаика, складывающаяся из судеб и образов персонажей, которых сыграли Бен Кингсли, Марк Руффало, Макс фон Сюдов стала самой кассовой из всех творений режиссера. Главную роль в «Острове» исполнил Ди Каприо – это четвертая совместная работа двух гениев, которая из взаимной симпатии и уважения уже переросла в дружбу.
Их следующий проект стал сенсацией и был отмечен небывалым успехом и снова неоднозначной реакцией публики и критиков. 2013 год, среди прочих его открытий, вошел в историю, как год создания киноленты «Волк с Уолл-Стрит». Снятая по биографической книге, написанной Джорданом Белфортом в тюрьме, драма хотя и стала воплощением так называемого «голливудского кино», однако содержала в себе обычную для Скорсезе провокацию. Фильм получился действительно звездным, в нем снялись Джона Хилл, Кайл Чэндлер, Марго Робби, Жан Дюжарден и Мэттью МакКонахи. Тонны наркотиков в изысканных декорациях, роскошные дома и автомобили, слово «fuck», употребляющееся около шестисот раз, стали обрамлением человеческой трагедии, к которой привела главного героя в исполнении Ди Каприо вечная погоня за деньгами. Самому Лео лента принесла более четверти миллиона долларов, сделав его самым высокооплачиваемым актером в мире, а для режиссера – еще одна победа над столь ненавистным ему ханжеством и заурядностью. В 2015 году Мэтр выступил в роли одного из продюсеров сериала «Винил», повествующего об эпохе 70-х, когда под гитарные аккорды рождались новые направления в музыке, и творилась современная история. И хотя зрителям понравилась подача сериала, его атмосфера, передающая дух свободы, под которым обрушилась система запретов и табу, HBO не стал заключать контракт на съемки второго сезона.
Роман с музыкой
Отдельной историей в творческом пути мастера проходит музыка. Роман Скорсезе с рок-музыкой начался в конце психоделических 1960-х, когда он участвовал в создании документальной картины о фестивале в Вудстоке. Лента режиссера о последнем концертном шоу The Band «Последний вальс», вышедшая в 1978 году, вошла в учебные пособия как образец документального концертного фильма. На протяжении своей более чем долгой карьеры, Скорсезе снял документальные фильмы, в которых отдал дань уважения гению Боба Дилана, Джорджа Харрисона и группе Rolling Stones. Скорсезе является автором идеи и режиссером видеоклипа Майкла Джексона «Bad». С королем музыки его связывали дружеские отношения, он тяжело переживал преждевременный уход певца из жизни. Премьера ленты «Молчание», состоявшаяся в 2017 году, стала еще одним предметом спора о сложных отношениях режиссера с богом, который предстает в картине незримым свидетелем творящегося на земле беззакония, предпочитая не вмешиваться в дела людей. Это третий фильм режиссера на тему религии, участие в нем приняли Эндрю Гарфилд, Киаран Хиндс и Лиам Нисон. Режиссер активно занимается фондом по поиску и восстановлению кинолент эпохи зарождения искусства кино, который он организовал около 30 лет назад. На 2017 год фонд насчитывает около пятисот восстановленных кинолент, считавшихся безвозвратно утерянными.Вклад, который Мартин Скорсезе внес в мировую культуру, сложно переоценить, но, по словам самого мастера, которому в 2018 году исполнилось 76 лет, ему предстоит еще очень многое сделать, прежде чем он сможет позволить себе отдых.
Личная жизнь Мартина Скорсезе
Также, как и творчество, личная жизнь Скорсезе была насыщена событиями. Великий режиссер был женат 6 раз. В первом браке с сокурсницей Ларэйн Бреннан у режиссера родилась дочь Кэтрин. Второй раз он женился на актрисе Сэнди Вайнтрауб, брак с которой продлился 11 лет. Третьей женой мастера стала писатель и журналист Джули Кэмерон, роман с которой стал причиной развода с Сэнди Вайнтрауб, и которая родила режиссеру вторую дочь Доменику. Развод с Джули произошел из-за увлечения режиссера Лайзой Минелли; узнав об их отношениях, жена немедленно ушла от Скорсезе с новорожденной дочерью. Изабелла Росселлини в 1979 стала его следующей женой, но она не смогла долго выносить приступы ревности Скорсезе, который даже нанимал частных детективов, чтобы следить за молодой красавицей. В пятый раз Скорсезе женился на Барбаре де Фина, занимавшейся продюсированием, и развелся с ней, увлекшись в 1999 году Хелен Моррис, главой издательского дома, которая и стала его шестой женой, и брак с которой распался в 2016 году по причине бесконечных романов Скорсезе и его взрывного характера. В браке с Хелен родилась третья дочь режиссера Франческа.Скорсезе не считает чем-то из ряда вон выходящим количество своих браков и романов, заявляя о том, что дочери, которых подарили ему бывшие женщины, его самая главная награда в жизни. Но именно из-за разрыва с первой женой Мартин, оказавшийся в ловушке депрессии, начал употреблять алкоголь и наркотики, и чуть не лишился жизни, потеряв много крови в результате разрыва сосудов, произошедшего от передозировки кокаином. По словам режиссера, вернуться к нормальной жизни ему помог его друг Роберт Де Ниро, а также занятия йогой и трансцендентальной медитацией.