Биография Николая Рыбникова
Николай Рыбников – один из самых любимых зрителями советских актеров пятидесятых – шестидесятых годов. Амплуа рабочего парня из глубинки прочно закрепилось за ним, хотя Рыбников не раз доказывал многогранность своего таланта. Но поклонники до сих пор помнят именно Сашу Савченко из «Весны на Заречной улице» и Николая Пасечника из «Высоты», Илью Ковригина из «Девчат». Герой своего времени – улыбчивый, бесстрашный и честный, актер стал народным артистом РСФСР в 1981 году. Ушел из жизни от сердечного приступа в 1990 году, совсем немного не дожив до 60-летия.Детство, юность, семья
Коля родился зимой 1930 года в семье Николая и Клавдии Рыбниковых из города Борисоглебска Воронежской области. Родители уже воспитывали его старшего брата Вячеслава. Отца Коли, тоже Николая Николаевича, в разных источниках называют то театральным актером, то железнодорожником, то заводским слесарем. Нет точных сведений и о его судьбе: по одним данным, он ушел на фронт в начале войны и там погиб, по другим, был демобилизован по ранению в 1944 году и приехал в Сталинград к семье, где умер, не дожив до победы. В Сталинграде жила сестра мамы Коли, Клавдии Александровны. Женщина решила переехать туда с детьми в самом начале войны: ей казалось, что там будет безопаснее. Точных данных о ее гибели тоже нет. Есть версия, что женщина слегла, получив похоронку на мужа, и вскоре умерла. По другим сведениям, погибла под бомбежкой.Так или иначе, Вячеслав и Николай остались сиротами. Когда нацисты стали бомбить город, людей охватила паника. Многие сгорели заживо. Как позже рассказывала актриса Инна Макарова со слов самого Рыбникова, жители, и 11-летний Коля с ними, выбирались из горящего Сталинграда вплавь через Волгу на всем, что держалось на воде:
Когда закончилась война, Николай вернулся в Сталинград, окончил местную железнодорожную школу, а затем пятую мужскую гимназию. Там он впервые стал выходить на сцену с выступлениями, а позже стал работать в местном драмтеатре. И хотя юноша был всего лишь разнорабочим и иногда играл во вспомогательном составе, у него была возможность бесплатно пересмотреть весь театральный репертуар и укрепиться во мнении, что он и сам сможет стать актером.…Волга горела, так как по реке текли ручьи горящей нефти. И Николай в свои одиннадцать лет чудом перебрался на другой берег. Он не умел плавать, пришлось цепляться за плывущие на тот берег лодки, а люди в лодках били его по рукам, спасаясь сами. И вот все пережитое им и все детские впечатления от кружащей вокруг смерти… и радость спасения вложили в него какой-то неведомой силы заряд духовного свойства, который никогда не перестает и только всегда его радует. И любовь к жизни всегда распирает его!
Но прежде чем в 1948 году отправиться в Москву, Николай два года проучился в сталинградском мединституте, пока окончательно не убедился, что нужно следовать призванию. Он забрал документы, уехал в столицу, стал студентом ВГИКа, где курс набирали прославленные Сергей Герасимов и Тамара Макарова.
Творческий путь
Преподаватели отмечали юношу как универсального актера: ему давались как драматические, так и комедийные роли. На студенческой сцене он был и пушкинским Дон Гуаном или графом Александром Бенкендорфом, и шекспировским Гамлетом или Ромео. Наиболее убедителен он был в роли Петра Великого. Еще одним талантом Рыбникова, который едва не стал для него губительным, был талант пародиста. Особенно ярко ему удавался «правительственный голос» диктора Юрия Левитана. В общежитии подмосковного Бабушкина студенты приспосабливали к радиоприемнику микрофон, с которым Николай прятался в шкаф. Как только приемник «включали», Рыбников транслировал очередное «правительственное сообщение».Однажды подобное сообщение попало в общую радиосеть. Поскольку времена были еще сталинские, такие шутки не проходили мимо компетентных органов. Чтобы спасти лучшего своего студента от более серьезных последствий, руководитель курса предложил исключить «Левитана» из института, а как только история утихла, Рыбникова восстановили. На последнем курсе института Николай уже начал сниматься в кино, правда, первые его роли и фильмы «Сельский врач», «Команда с нашей улицы», «Таинственная находка» и «Тревожная молодость», где он сыграл Котьку Григоренко, успеха не принесли. Зрители приняли их довольно прохладно. Гораздо теплее была воспринята драма Михаила Швейцера «Чужая родня» (1955), где Рыбников сыграл главную роль Федора Соловейкова. Его молодую экранную жену, погрязшую в мещанском быте, сыграла Нонна Мордюкова. На роль сельского механизатора пробовались многие актеры, фамилия Николая в списке стояла последней, но именно его утвердили. После этого он снялся вместе с Тамарой Макаровой в оптимистичной драме Яна Фрида «Дорога правды», воплотив на экране второстепенную, но важную роль Коренькова. В этой же картине появились Людмила Гурченко и Алла Ларионова, в которую он был влюблен еще с ВГИКа. Ошеломительный успех и признание пришли к актеру вместе с ролью сталевара Саши Савченко в мелодраме Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (1956). Вчерашний студент проснулся знаменитым, девушки со всего Советского Союза засыпали его письмами, а режиссеры наперебой приглашали на роли «простых работяг из народа». Год спустя с Леонидом Быковым, Иннокентием Смоктуновским и Кларой Лучко он снялся в картине Адольфа Бергункера «Рядом с нами», сыграв неожиданную роль инструктора райкома и чинушу Сергея Чумова. Но зрители хотели видеть «своего» героя – улыбчивого, открытого и смелого парня.
И режиссер Александр Зархи вернул поклонникам Рыбникова в полюбившемся зрителям амплуа в своей картине «Высота» (1957). Монтажник-высотник Коля Пасечник стал очередным символом эпохи. Фильм ходили смотреть по три, четыре, пять раз, чтобы снова увидеть актера на экране и услышать от него заветное: «Мы еще такое построим, что с Марса будут смотреть и удивляться». И никто не знал, что на съемках Рыбников изодрал руки в кровь, играя сцену спуска по металлическому тросу. А все потому, что не хотел останавливать оператора из-за собственной нерасторопности: забыл надеть перчатки. От коллег лишь отмахивался, никого лишний раз не потревожил и поставленную режиссером задачу выполнил.
Таким же неприхотливым и исполнительным был актер и на съемках знаменитых «Девчат» Юрия Чулюкина. Исполнительница главной роли Тоси Кислицыной Надежда Румянцева вспоминала, что на съемках эпизода с супом, который она разливала при пятидесятиградусном морозе, жидкость замерзала в мисках моментально. Рыбников положил ложку в рот, а вынул ее обратно с куском кожи. Илья Ковригин – последняя роль актера в его «золотой» фильмографии. Постепенно амплуа рабочего парня стало неактуальным, на экранах потребовались интеллигентные физики и лирики, сам Рыбников не становился моложе и уступал позиции актерам нового поколения. Николай считал ниже своего достоинства просить для себя роли, хотя его способности едва ли были использованы режиссерами на четверть. Он соглашался на любых героев, но особенно радовался, когда это были не надоевшие ему «бригадиры». Играл заезжего почтальона в «Ведьме», удивил зрителей ролью Денисова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, перевоплотился в Мозглякова в «Дядюшкином сне». Творческая биография Рыбникова насчитывает почти пятьдесят ролей, которые он играл с полной самоотдачей. Тем обиднее было, когда фильмы исчезали с экранов, едва появившись, а то и вовсе складывались на полку. Жена Бондарчука Ирина Скобцева метко описала Рыбникова как «актера неиспользованных возможностей». Нельзя сказать, что он, как его супруга Алла Ларионова, пропал с экранов: он много снимался и в 70-е, и в 80-е, но это были роли чиновинков и военных, отчимом и пенсионеров, соседей и таксистов. Последней ролью актера в кино был трактирщик Никифор в драматичной комедии Дмитрия Астрахана «Изыди!». Вышел он уже после смерти Рыбникова.
Личная жизнь Николая Рыбникова
Легенд о Николае Рыбникове и его предполагаемых романах ходило немало. Но главная правда актера состояла в том, что он был по жизни однолюбом. История его любви к актрисе Алле Ларионовой – одна из самых трогательных и трепетных из всех подобных историй. Они познакомились на вступительных экзаменах в театральный вуз. Оба попали на курс к одним и тем же педагогам. Звезда Ларионовой разгорелась сразу и ярко, тогда как Рыбников стал знаменитым лишь через шесть лет. Он ухаживал за ней сначала робко и неуверенно, она же держала его в ранге друга.Николай знал о ее увлечениях и романах, однажды, когда их общий сокурсник Вадим Захаренко заявил, что состоит в отношениях с Аллой, у Рыбникова не выдержали нервы. Его практически вынули из петли после того, как он подрался с самоуверенным соперником. Узнав об этом, Герасимов огласил своим криком весь институт, промывая Николаю мозги. Ларионову педагог обозвал жабой, его самого – дураком. Если с последним Рыбников был согласен, то за Аллу вступился, назвав ее красавицей и не виноватой в том, что любит не его. «А раз красавица – завоюй!», – серьезно ответил Сергей Аполлинариевич. И Николай завоевал. Он слал Алле телеграммы, где бы она ни снималась. Приносил цветы и терпеливо выслушивал очередные истории. Стоически выдержал известие о том, что любимая беременна от другого. И сам предложил расписаться в загсе, чтобы ребенок родился в полноценной семье. Дочка Ларионовой и Ивана Переверзева, Алёна, всю жизнь называла Рыбникова папочкой и никогда не ощущала недостатка его любви, даже когда родилась ее младшая сестра Арина. Как вспоминала их старшая дочь, единственное, из-за чего супруги порой ссорились – покупка новых предметов интерьера. У Аллы был невероятный вкус, и она порой могла раскритиковать люстру, которую Николай чудом, по блату сумел достать – а тот в свою очередь обижался, что она не ценит его старания. Но в остальном они были образцовой парой. Даже история о том, что Рыбников однажды чуть не подрался с Гагариным, заигрывавшим с Аллой, говорит о многом.
Вместе с Аллой они прожили тридцать три года, и Ларионова не раз признавалась, что она – счастливая женщина, поскольку ее любит Николай Рыбников. Она всегда была для него Лапусей, до последних дней его жизни.
Смерть
Тяжелее всего актер переживал свою профессиональную невостребованность. Небольшие эпизоды в фильмах и редкие встречи с поклонниками не восполняли его голода по творческому самовыражению. Всё это сказывалось на здоровье.В середине восьмидесятых Рыбникова положили в больницу, обнаружив какое-то затемнение в легких. Врачи настаивали на удалении одного легкого, но актер отказался. Перестал курить, занялся лечением. Но одновременно сильно прибавил в весе, что давало лишнюю нагрузку на сердце. Его совсем перестали узнавать на улицах, денег отчаянно не хватало. В 1990 году Николаю Николаевичу предложили работу в совместном советско-американском проекте. Он воспрянул духом: даже небольшая роль давала возможность делать любимое дело, быть в кругу коллег на съемках. Но спустя месяц проект закрыли. Был октябрь. Рыбников поехал на творческую встречу в Подмосковье, приехав домой, отправился в баню. Вечером поужинал, немного выпил и лег спать. Утром 22 октября Ларионова обнаружила мужа бездыханным. Он умер во сне от сердечного приступа, не дожив до шестидесяти лет совсем немного. Похоронили актера на Троекуровском кладбище, куда через десять лет, умерев точно так же во сне, перебралась и его Лапуля.
Память об актере
Памяти всенародно любимого актера было посвящено несколько документальных фильмов. Леонид Филатов посвятил ему выпуск передачи «Чтобы помнили».К семидесятилетию Николая Рыбникова Почтой России была выпущена именная марка, а в городе Борисоглебске был установлен памятник Рыбникову у кинотеатра «Победа». Еще один памятник появился в 2013 году в Запорожье. Лианой Полухиной об актере и его жене написаны три книги, в числе которых «Любовь на Заречной улице».