Биография Андрея Кончаловского
Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский – российский режиссер театра и кино, сценарист, Народный артист СССР, глава киноакадемии «Ника». Он, как никто другой умеющий совмещать несовмещаемое, подарил отечественному кинематографу «Первого учителя», «Дворянское гнездо», «Дядю Ваню», «Романс для влюбленных», «Сибириаду» и «Дом дураков». Результатом сотрудничества с западными коллегами стали мелодрама «Возлюбленные Марии», полицейский боевик «Танго и Кэш», фильм-катастрофа «Поезд-беглец», драма «Стыдливые люди» и другие небезызвестные ленты.Последние на данный момент работы режиссера – «Белые ночи почтальона Андрея Тряпицына» и «Рай».
Детство и семья
Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский рос в без преувеличения легендарной семье дворянского происхождения. Отец Андрея – известный детский писатель и автор двух гимнов Сергей Михалков, мама, Наталья Кончаловская, – талантливая писательница, поэтесса и переводчица. По материнской линии на генеалогическом древе режиссера присутствуют также живописец Василий Суриков, художник Петр Кончаловский и врач-клиницист Максим Кончаловский. Младший брат Андрея Сергеевича – не менее именитый режиссер Никита Михалков. Ранние годы жизни Андрея Кончаловского были связаны с музыкой. В 1952 году он окончил Центральную музыкальную школу, спустя пять лет стал выпускником Музыкального училища при Московской консерватории. Два года (1957–1959) он учился по классу фортепиано в Московской государственной консерватории, но не окончил обучение. Молодым человеком завладел мир кинематографа, и он стал студентом режиссерского факультета ВГИК. Его учителем стал Михаил Ромм, автор картин «Мечта», «Обыкновенный фашизм», «Девять дней одного года».Первые работы
В студенческие годы Андрей Кончаловский снялся в небольших ролях в лентах «Суд сумасшедших», «Мне двадцать лет», «Иваново детство». Более того, он вместе с Андреем Тарковским участвовал в работе над сценарием к последней ленте. Их сотрудничество продолжалось и после. Что касается режиссерской деятельности, то первая работа Андрея Кончаловского, курсовой проект «Мальчик и голубь», увидела свет в 1961 году. Короткометражный фильм рассказывал о мальчике, который страстно мечтает о собственной птице и готов на что угодно ради своей мечты. В главной роли снялся Николай Бурляев – это одна из первых ролей Народного артиста России. В 1962 году первый фильм Андрея Кончаловского получил приз МКФ. А первый серьезный проект Кончаловского-режиссера – экранизация повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Лента о конфликте между новым временем и патриархальными устоями, происходящем в киргизской деревушке, была номинирована на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Здесь же состоялся актерский дебют Натальи Аринбасаровой, будущей супруги Кончаловского.Его следующий фильм, «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» с Ией Саввиной, был запрещен Госкино к показу. Слишком реалистично картина отображала быт советского колхоза со всей его нищетой и апатией. Зрители увидели этот фильм лишь 20 лет спустя и даже по прошествии стольких лет приняли его с восторгом.
Вдохновение Кончаловский черпал из фильмов японского режиссера Акиры Куросавы («Расёмон», «Семь самураев»), а также работ Федерико Феллини. У них, пор словам режиссера, была способность не только самому искренне любить своих героев, но и передавать эту любовь с экрана. Принципы его кумиров он перенес и в свои следующие работы, снятые по мотивам классики русской литературы. «Дворянское гнездо» (1969) с Леонидом Кулагиным и Ириной Купченко продемонстрировало публике сочетание тонкого понимая сюжета, глубокой лиричности и полного погружения в мир дворянства XIX века. «Дядя Ваня» (1970) с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, был включен в рейтинги лучших фильмов критиками не только в СССР, но и за рубежом. В восторге был и американский коллега Кончаловского Вуди Аллен: «Не хочу сравнивать свою работу [„Сентябрь“] с фильмом Кончаловского, сравнение в данном случае будет явно не в мою пользу: это лучший „дядя Ваня“ из всех мною виденных».
Последний фильм Андрона, который был снят в Советском Союзе, стала историческая эпопея «Сибириада» общей продолжительностью 4,5 часа. На протяжении четырех фильмов зрители наблюдали за отношениями двух враждующих крестьянских семей из тайги через призму рождения нового государства и его дальнейшей судьбы – с 20-х по 60-е годы XX века.
«Голливудский период» Андрея Кончаловского
Первый же фильм, который Кончаловский снял в сотрудничестве с заокеанскими коллегами, получил в 1983 году номинацию на премию «Оскар». Речь идет о короткометражной драме «Сломанное вишневое деревце».А первая голливудская полнометражная работа, «Возлюбленные Марии» с Настасьей Кински в главной роли, вновь обращалась к русской литературе, а именно к рассказу Андрея Платонова «Река Потудань». К слову, именно Кински помогла Кончаловскому найти продюсера в Голливуде Один из самых известных фильмов режиссера, «Поезд-беглец», также был снят в Америке. Примечательно, что в главной роли снимался Джон Войт, отец Анджелины Джоли. Сюжет ленты впоследствии был многократно интерпретирован другими режиссерами: машинист поезда, следующего по маршруту на Аляске, мертв, и пассажиры – среди которых двое беглых заключенных – должны его остановить. Фильм был номинирован на «Оскар» в трех номинациях («Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший монтаж»).
Но, пожалуй, самым массовым фильмом Кончаловского стал комедийный боевик «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом. Но из-за постоянных конфликтов на съемочной площадке: чудили актеры, ерепенился продюсер, но последней каплей стало увольнение монтажера за «эксперименты». Андрей Сергеевич покинул проект, успев отснять 80% материала. На его место пришел режиссер ленты «Пурпурный дождь» Альберт Маньоли, чей стиль столь отличался от стиля предшественника, что даже не искушенные киноманы могли определить, где заканчивается работа Кончаловского и начинается работа Маньоли.
Дальнейшая карьера
В начале 90-х Кончаловский вернулся на родину и тут же вернулся к «деревенской» тематике одной из своих первых работ. Трагикомедия «Курочка Ряба» – это та же «Ася Клячина», но 25 лет спустя, на пороге новой эпохи. Вместо нежной, воздушной девушки зрители увидели сварливую старушку, вечерами ведущую беседы с лучшим другом – курицей, несущей золотые яйца. Роль Аси в этот раз исполнила Инна Чурикова, так как Ия Саввина, главная героиня «Аси Клячиной», была возмущена сценарием и отказалась от участия.В 2002 году режиссер выпустил новый скандальный фильм «Дом дураков», где впервые снялась его супруга Юлия Высоцкая. Как и всегда, Кончаловский очень тонко интерпретировал реалии нового времени, и снял политическое кино о психбольнице, расположенной в раздираемой войной Чеченской республике. С участием Высоцкой были сняты также фильмы «Лев зимой» (2003) и «Глянец» (2007). Последний лег в основу клипов для певца Димы Билана на композиции «Дорогие мои москвичи» и «O Sole Mіо», которые вошли в OST к фильму. Вышедшая в 2011 детская сказка «Щелкунчик и крысиный король», снятая Андреем Сергеевичем совместно с Великобританией и Венгрией, была жестоко раскритикована, несмотря на то, что идею экранизации сказки Гофмана Кончаловский вынашивал около сорока лет. Зрители сочли фильм чересчур мрачным для детей и слишком скучным и затянутым для взрослых.
В 2014 году режиссер представил публике ленту «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», который ценители творчества Кончаловского называли третьей частью неофициальной «деревенской трилогии», в дополнение к «Истории Аси Клячиной» и «Курочке Рябе». Фильм повествовал о жизни российской глубинки, где нет ни интернета, ни телефона, а единственной связью с внешним миром выступает почтальон. Режиссер признавался, что все характеры были списаны с реальных людей и являются результатом постоянных наблюдений. «Вдумчивое созерцание, попытка увидеть мир глазами новорожденного» – вот, по словам Кончаловского, лейтмотив этой работы. Фильм получил «Серебряного льва» 71-го Венецианского кинофестиваля. А в 2016 году состоялась премьера драмы «Рай», которая так же, как и предыдущая работа, была удостоена «Серебряного льва». Получая премию, режиссер поблагодарил всех русских женщин за спасение еврейских детей по время Второй мировой войны – именно этому и посвящена его картина. Главную роль, русской эмигрантки Ольги, попадающий в концлагерь за свое милосердие, исполнила Юлия Высоцкая. Фильм попал в шорт-лист кинопремии «Оскар» на номинацию «Лучший иностранный фильм».
Личная жизнь Андрея Кончаловского
Когда Андрею Кончаловскому исполнилось семнадцать лет, его сексуальным воспитанием занялся отец. По дворянской традиции Сергей Михалков отправил его к знакомой генеральше, которая лишила молодого человека невинности. Первые любовные связи Кончаловского не отличались романтичностью. Однако любовниц Андрей Сергеевич вспоминает с благодарностью. Они, по его словам, сделали из него мужчину. В середине 50-х годов Сергей Михалков познакомил сына с Ириной Кандит, дочкой приятелей, студенткой балетного училища Большого театра. Молодые понравились друг другу и стали встречаться. В 1957 году Андрей предложил девушке пожениться. Но прямо на пышном торжестве жених поколотил невесту – приревновал ее к партнеру по танцам. Вместе Андрей и Ирина прожили всего два года. Молодая жена ушла к дирижеру Большого театра Альгису Жюрайтису. Разрыв с супругой совпал с поступлением Кончаловского во ВГИК.А курсом младше во ВГИКе училась 18-летняя Жанна Болотова, уже успевшая появиться в фильме «Дом, в котором я живу». Пара начала встречаться, однако дальше интимных отношений не зашла. Жанна прямо спросила, женится Андрей на ней или нет, и когда получила отрицательный ответ, выскочила замуж за друга Андрона. Вскоре Кончаловский закрутил роман с Марианной Вертинской, дочкой знаменитого певца. Впрочем, когда и она заговорила о свадьбе, режиссер вновь ретировался. С Наташей Аринбасаровой, казашкой из балетного училища, Андрей Кончаловский познакомился, когда подыскивал актрису на роль Алтынай для фильма «Первый учитель». Девушка запала режиссеру в душу, и он понял, что если не решится жениться на ней, то даже поцеловать ее не осмелится. Решение было принято, и Андрей заговорил о свадьбе. Наташу вызвали домой в Алма-Ату, мама невесты по телефону заявила, что Кончаловский «негодяй» и не пустила девушку на съемки. Разразился скандал, и уладить его смогло только вмешательство главы республики Динмухамеда Кунаева. Шумная свадьба состоялась в 1966 году. Наташа подарила режиссеру сына Егора (Георгий Михалков). На Московском международном кинофестивале в Москве 1967 года Андрей Кончаловский познакомился с членом французской делегации Машей Мериль. Это была любовь с первого взгляда. Девушка, хоть и вела происхождение от русского дворянского рода Гагариных, преимущественно говорила по-французски. Впоследствии влюбленные встречались в Праге. Когда пришла пора расставаться, режиссер отдал возлюбленной пять открыток и попросил каждый месяц возвращать ему по одной. Для себя он решил, что когда придет пятая открытка, он расскажет Наталье о чувствах к другой женщине. Но он не выдержал и рассказал о романе с Мериль уже на четвертой открытке. А на пятой открытке было написано: «У меня все хорошо. Я выхожу замуж». Девушка была беременна от Кончаловского, и, не дождавшись от него какого-либо решения, отдала себя другому и сделала аборт. Впрочем, Андрон и Маша сохранили дружеские отношения; она даже снялась у Андрея Кончаловского в «Дуэте для солиста» и сыграла Аркадину в его постановке «Чайка».
В 1967 году Кончаловский начал работать над картиной «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева. На роль Калитиной Лизы выбрали студентку вахтанговского училища Ирину Купченко. И с ней Андрон завел непродолжительный роман, продлившийся до конца работы над картиной В 1969 году Кончаловский развелся с Наташей Аринбасаровой. Теперь его мысли занимала лишь француженка Вивиан Годэ, переводчик-востоковед. В 1969 они поженились, а год спустя Вивиан родила Андрею дочку Александру. В 1974 году на экранах появился фильм «Романс о влюбленных» с Еленой Кореневой в главной роли. И с ней у Кончаловского завязался роман, о котором он не стал умалчивать. Андрон ушел из дома и во время съемок «Романса» жил с новой возлюбленной. Их роман продлился три года. Лену все считали гражданской женой режиссера. Съемки «Сибириады» подарили режиссеру отношения с красавицей Натальей Андрейченко, а следующей место спутницы жизни Кончаловского заняла норвежская актриса Лив Ульман. Ее он, еще до личного знакомства, увидел во сне и уже через несколько дней прилетел на спектакль с ее участием в Осло. После цветов и объяснений Лив приехала в Москву, жила на даче у Михалковых. После влюбленные встретились в Нью-Йорке, и даже заседали вместе в жюри Каннского фестиваля. А затем жизнь Андрона круто изменилась – он порвал с Лив и остался жить во Франции, а в 1980 году развелся с Вивиан и перебрался в Голливуд.
В Америке он какое-то время жил вместе с актрисой Ширли Мак-Лейн, которая предложила российскому режиссеру жить вместе. Андрон согласился. Многие подумали, что он сделал это ради карьеры, однако и от нее Кончаловский ушел, причем без гроша в кармане. После этого появились фильмы «Поезд-беглец» и «Дуэт для солиста», и вместе с ними три года жизни щедрого на любовь режиссера ушло на девушку по имени Ким Харрис. Расставание произошло во время съемок «Застенчивые люди». Ким даже попыталась покончить с собой, но ее спасли.
В 1987 году Андрей Кончаловский приехал в Союз как официальный гость международного кинофестиваля. На родине он нашел четвертую супругу – диктора телевидения Ирину Мартынову. Она родила режиссеру двух дочек – Наташу (1991) и Елену (1993). Летом 1997 года Андрон случайно узнал, что у него подрастает незнакомая ему дочка, а мама ее – актриса Ирина Бразговка – бедствует. С Ириной режиссер познакомился перед отъездом в Америку, и после не видел семнадцать лет. Дочку Дашу Андрон признал сразу и отправил учиться в Америку. На фестивале «Кинотавр-1996» в Сочи Андрей Кончаловский встретил молодую актрису Юлию Высоцкую. В 1998 году она стала пятой супругой Кончаловского. Актриса и телеведущая, которая младше супруга почти на 36 лет, родила Андрею дочку Марию (1999) и сына Петра (2003). С тех пор режиссер счастлив в браке. За эти годы их семейную идиллию омрачили две трагедии – в 2009 году ушел из жизни Сергей Михалков, а в 2013 году Кончаловский попал в ДТП на юге Франции. Сам мужчина не пострадал, но его дочь Мария, сидевшая на пассажирском сиденье, получила черепно-мозговую травму и впала в кому. Процесс ее реабилитации продолжается до сих пор.
Андрей Кончаловский сейчас
В 2019 году режиссер совместно с итальянскими коллегами сделал попытку проанализировать фигуру Микеланджело Буонарроти и, по признанию кинокритиков, попытку весьма удачную. Съемки проходили в Италии, потрачено было более миллиарда рублей, большую часть суммы пожертвовали спонсоры. Продюсером картины выступил олигарх Алишер Усманов. По признанию Кончаловского, на работу над фильмом о Микеланджело его вдхновило четверостишье, которое художник написал в ответ на похвалу его скульптуры «Ночь»:После этого режиссер захотел узнать его личность поближе и самне заметил, как загорелся идеей снять киноленту, в центре которой было бы не творчество, а характер художника:Мне дорог сон, хочу я с камнем слиться,забыть позор, утрату за утратой…Не видеть и не ведать – вот отрада!Утихни! Не буди! Дай сном забыться.
В ноябре 2020 года в российский прокат вышла историческая драма «Дорогие товарищи!». В этот раз режиссерский талант Кончаловского был обращен на события в Новочеркасске 1962 года. В тот год демонстрация рабочих, протестовавших из-за повышения цен, завершилась трагедией – участники были убиты по приказу Никиты Хрущева. Картина была выдвинута на «Оскар» от России.Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником и вместе с тем обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками. На самом деле я больше заинтересован не талантом Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой.
Лучшие фильмы
- 2020: «Дорогие товарищи!»
- 2019: «Грех»
- 2016: «Рай»
- 2007: «Глянец»
- 2002: «Дом дураков»
- 1994: «Курочка Ряба»
- 1989: «Гомер и Эдди»
- 1989: «Танго и Кэш»
- 1985: «Поезд-беглец»
- 1979: «Сибириада»
- 1976: «Раба любви»
- 1974: «Романс о влюбленных»
- 1970: «Дядя Ваня»
- 1966: «Андрей Рублев»
- 1964: «Застава Ильича»
- 1962: «Иваново детство»