Биография Евгения Миронова
Миронов Евгений Витальевич – российский актер театра и кино, общественный деятель, художественный руководитель Театра наций, Народный артист России. Среди лучших фильмов с его участием – ленты «Анкор, еще анкор», «Любовь», «Мусульманин», «Утомленные солнцем», «Идиот», «Космос как предчувствие», «В круге первом».Детство
Евгений Миронов родился в городе Саратов 29 ноября 1966 года. Семья Мироновых – Виталий Сергеевич, Тамара Петровна (в девичестве Доронина), маленький Евгений и его младшая на шесть лет сестра Оксана – жила в военном городке Татищево-5 (сейчас поселок Светлый). Отец будущего актера почти всю жизнь проработал водителем. У мамы не было какой-то определенной специальности, она работала продавцом, затем устроилась электродчицей на фабрику по сборке елочных украшений на полставки. Отработав половину смены, она бежала домой, к сыну и дочери.Евгений рос, наблюдая за трудолюбивой мамой, и рано понял, как тяжело ей приходится. У нее не было друзей и подруг, она не выбиралась «в свет», в жизни Тамары Петровны были только работа и семья, но она никогда не жаловалась, не срывалась на детей и мужа. Так что Жене и в голову не приходило капризничать. Когда родилась сестренка, он терпеливо нянчился с ней и стирал пеленки. Будучи по натуре трудоголиком, Тамара Петровна не бросила работу, даже когда заработок сына мог легко обеспечить ей безбедную жизнь. Разменяв восьмой десяток, она продолжала работать в театре Олега Табакова: проверяла билеты, объясняла зрителям, как найти место. Зрители, конечно, удивлялись, но привыкшая к тяжелому труду женщина просто не могла сидеть дома.
Родителей Евгения с профессиональной сценой роднили лишь фамилии – Миронов и Доронина. Однако оба были людьми творческими, принимали активное участие в любительских представлениях. Татьяна Петровна в юности мечтала стать актрисой, а Виталий Сергеевич отлично пел и танцевал. Им, простым честным советским труженикам, удалось воспитать двух уникальных детей. Сестра Оксана с детства «болела» балетом, училась в хореографическом училище Саратова, откуда перевелась в академию балета им. Вагановой в Санкт-Петербурге. По ее окончании девушку пригласили в Государственный академический театр классического балета. Впоследствии она встала во главе детской балетной школы. Евгений не стал исключением из столь одаренной семьи. Мечта стать актером у Миронова появилась в раннем детстве. Он занимался в школьном театральном кружке, выступал в детском танцевальном коллективе, и осваивал аккордеон в музыкальной школе – родители хотели, чтобы сын зарабатывал музыкантом на свадьбах. Сам мальчик мечтал освоить фортепиано, но денег на инструмент у семьи не было. Вместе с сестрой Евгений устраивал домашние музыкальные спектакли. Они строили из подручных материалов декорации, разучивали сценки и приглашали родственников на представление. Сестра обычно играла главную роль, а Евгений был человеком-оркестром. Кроме мечты о театре, в остальном он был обычным советским ребенком: после школы носился с ребятами по двору, зимой катался на лыжах и коньках. Правда, у мальчика были проблемы со здоровьем. Лет в пять он в гостях у бабушки неудачно прыгнул с дивана и повредил ногу. «Болезнь Пертеса, частичный некроз бедренной кости», – поставили диагноз врачи. Лишь усилиями родителей мальчик окреп и забыл про проблемы: они водили его по врачам, добиваясь приема у светил медицины, укрепляли организм спортом, выбивали весьма дорогостоящие путевки в санаторий у моря.
Учился он хорошо, увлекался литературой. В отличие от многих сверстников, учил стихи не из-под палки, а с вдохновением. Слушая его декламацию с верными интонациями и смысловыми акцентами, педагоги понимали, что мальчик не зазубрил слова, а пропустил произведение через себя.Что касается поведения, юного Миронова сложно назвать пай-мальчиком. Однако драк всегда старался избегать. Как вспоминала его учительница, «сглаживал углы». У привлекательного социально активного парня было немало воздыхательниц, но Женя игнорировал всех девушек, будучи погруженным в учебу и самодеятельность, а может, из-за природной застенчивости, которую умело скрывал от однокашников. Евгений рассказывал, что рос в атмосфере любви и понимания, родители никогда не наказывали его, не повышали голос.
В 1982 году, окончив восьмилетку школы города Татищево, Миронов поступил на первый курс театрального училища им. Ивана Слонова. Его мастером стала Народная артистка СССР Валентина Ермакова.Я не видел зла, жестокости, но эти тепличные условия плохо подготовили меня к взрослой жизни. Может, поэтому я и двинулся в придуманный мир.
Театр
Окончив училище в 1986 году, Евгений получил приглашение в труппу саратовского ТЮЗа, но у молодого актера были другие планы. Его не прельщало играть сказочных персонажей перед детьми – он хотел продолжить оттачивать актерское мастерство в столице, в Школе-студии МХАТ, в мастерской Олега Табакова. Желание это зародилось благодаря передаче, которую Женя как-то увидел по телевизору: показывали мастерскую Табакова, самого мэтра и его учеников. Больше всего Миронова впечатлило, как свободно Олег Павлович разговаривает с ними: ни выспренности, ни панибратства, они общались абсолютно на равных. Окончив училище в 19 лет, Евгений отправился в Москву без тени сомнения, что станет учеником Табакова, не подозревая, что в тот год Олег Павлович не набирал учеников. Едва ли не с вокзала юноша отправился к МХАТу, дождался Табакова у черного входа и бросился к нему со словами: «Я к вам приехал из Саратова!», ожидая, что мэтр тут же примет его с распростертыми объятиями. Но реакция была иной: «Ко мне каждый год приезжают пачками из Саратова». Впрочем, Миронов все-таки добился аудиенции великого артиста, и тот назначил ему прослушивание у своих ассистентов, длившееся более 4-х часов. Молодой человек понравился комиссии, позже были продолжительные беседы с самим Олегом Павловичем. За две недели Табаков понял, что в Евгении есть искра, и очень яркая, но вот беда – студенты Табакова были уже на втором курсе. Евгения все-таки зачислили, но с испытательным сроком. Это значило, что если его оставят, то в конце учебного года кто-то другой из группы будет отчислен. Из-за этого одногруппники поначалу относились к нему с недоверием и не хотели репетировать с новичком. Нелегким был и процесс учебы. «Я будто заново учился дышать и ходить», – вспоминал актер.Зато его соседом по общежитию стал Владимир Машков, который, несмотря на необузданный характер, легко нашел общий язык с домашним мальчиком Женей. Сам Миронов никогда, даже в студенчестве, не интересовался тусовками и посиделками с горячительными напитками: «Я был занят другим. И не могу сказать, что без удовольствия». В 1990, после окончания Школы-студии, артиста пригласили и в МХАТ, и в «Табакерку». Миронов выбрал второй вариант. Долгое время его потолком была крошечная роль квартального в «Ревизоре». Неудовлетворенные амбиции и постоянное безденежье привели к тому, что актер заболел язвой желудка, а затем гепатитом. Из болезни, по словам актера, его вытащил сам Табаков, который помог перебраться в Москву его родителям и дал Евгению главную роль в своем спектакле «Обыкновенная история» (1990). Миронов едва держался на ногах на сцене, но вера наставника помогла ему справиться с трудностями. В 1993 году он получил главную роль в мюзикле «Страсти по Бумбарашу» Владимира Машкова. Спектакль про вернувшегося на родину солдата Бумбараша имел особенный успех и даже спустя многие годы собирал полные залы. В отличие от фильма «Бумбараш», из которого цензура вырезала многие сцены, постановка давала зрителям познакомиться с полной историей Бумбараша – молодого человека, который больше не хочет и слышать о войне, но вынужден противостоять трем группировкам – «красным», «белым» и бандитам. Евгений Миронов работал в крупнейших театральных проектах: Международной конференции театральных союзов (спектакли Петера Штайна «Орестея» в 1994 и «Гамлет» в 1998 – для роли в последнем он даже научился играть на саксофоне), совместном проекте театра Доннеллана и Московского фестиваля имени А. П. Чехова («Борис Годунов», 2000, режиссер Деклан Доннелан). В 1995 году он принимал участие в постановке театра «Современник», сыграв Ивана Карамазова в постановке Валерия Фокина «Карамазовы и ад».
В МХТ им. Чехова Миронов был занят в спектаклях «Чайка» (Треплев, режиссер Олег Ефремов), «Ундина» (камергер, режиссер Николай Скорик), «№13» (Джордж Пигден, 2001, режиссер Владимир Машков), «Господа Головлёвы» (Порфирий Головлёв, 2005, режиссер Кирилл Серебренников) В 2006 году он выступил продюсером (и сыграл главную роль) спектакля «Figaro. События одного дня», который поставил для Театральной компании Евгения Миронова режиссер Кирилл Серебренников. В 2006 году Миронов возглавил Государственный театр наций, но не распрощался с актерской деятельностью. Спектакль «Рассказы Шукшина» (2008, режиссер Алвис Херманис), в котором Миронов исполнил 10 ролей, получил «Хрустальную Турандот» и «Золотую маску». В 2011 Театр наций представил российской и итальянской публике «Калигулу» (режиссер Эймунтас Някрошюс) с Евгением Мироновым в главной роли.
Роли в кино
Евгений Миронов дебютировал в кино на третьем курсе (1988 год), исполнив роль второго плана, в ленте Александра Кайдановского «Жена керосинщика». До этого Табаков не позволял своему воспитаннику сниматься в кино. Фильм выиграл гран-при на фестивале фантастического кино в Авроиазе. Далее следовали три кардинально разнящихся работы: «Перед рассветом» (1989) Ярополка Лапшина, где Миронов играет лейтенанта, попавшего в критическую ситуацию в самом начале войны; «Делай раз!» (1990) Андрея Малюкова, Миронов – новобранец, которого пытается сломить сержант, герой Машкова; «Затерянный в Сибири» (1991) Александра Митты, политическая картина, роль Володи Миронова. Признание, как простого зрителя, так и критически настроенной публики, 25-летний Миронов получил после премьеры дебютного фильма Валерия Тодоровского «Любовь». Как и его напарник Дмитрий Марьянов, он сыграл студента, пытающегося найти «ту единственную» девушку. И если его друг предстает перед зрителями искушенным дон жуаном, то герой Миронова был полным профаном в амурных делах. Фильм был отмечен многими профессиональными наградами. За роль Саши Евгений получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр». В 1992 году последовала еще одна успешная роль – лейтенант Владимир Полетаев в ленте «Анкор, еще анкор!» (режиссер Петр Тодоровский). В 1994 году на экраны вышел фильм «Лимита» режиссера Дениса Евстигнеева, в котором Миронов вновь встретился на площадке с Машковым. Евгений не раз отмечал, что в этом фильме им с приятелем пришлось играть практически самих себя в студенческие годы. В течение длительного времени одной из лучших киноработ Миронова считалась его главная роль в фильме «Мусульманин» (режиссер Владимир Хотиненко, 1995 год), где он сыграл рядового, вернувшегося на родину после 7-летнего афганского плена. В 1995 году коллекция его наград пополнилась призом фестиваля «Созвездие» за лучшую роль – за лейтенанта-танкиста из оскароносного фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Из ролей, сыгранных Мироновым в кино в 90-х, следует отметить Хлестакова в экранизации 1996 года гоголевского «Ревизора» режиссера Сергея Газарова. Актер показал новое (или хорошее забытое старое) видение этого персонажа, которого традиционно было принято изображать в инфернальном прочтении. Миронов же придал Хлестакову инфантильности и детской игривости, отослав зрителей к толкованию роли актером Михаилом Чеховым в начале двадцатого века. В 2000 году зрители увидели его в образе писателя Леонида Гурова, приживалы в доме Нобелевского лауреата по литературе Ивана Бунина, в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены».В следующем году его ждала роль капитана военной контрразведки СМЕРШ Алёхина в экранизации романа В. Богомолова «В августе 44-го» В 2003 году гран-при на фестивале «Литература и кино» получил фильм «Превращение» режиссера Валерия Фокина, снятый по новелле Франца Кафки. Миронов исполнял главную роль – Грегора Замзы, превратившегося в гигантское насекомое. Настоящим успехом обернулась для Евгения Миронова роль князя Льва Николаевича Мышкина в многосерийной экранизации романа Достоевского «Идиот» от Владимира Бортко. Экранизация получила премии «ТЭФИ» и «Золотой орёл» за лучший фильм, а Евгений Миронов был награжден «Золотым орлом» за роль князя Мышкина и призом кинофестиваля в Монте-Карло. К сожалению, отец Евгения не дожил всего трех недель до вручения его сыну «Золотого орла». Несколькими годами позже Евгений Миронов сыграл и самого Фёдора Михайловича Достоевского в сериале «Достоевский», приуроченном к 190-летию великого писателя. Владимир Бортко предлагал Евгению сыграть Иешуа Га-Ноцри в сериале «Мастер и Маргарита». Предложение для актера, человека верующего, считающего одним из главных события жизни паломничество в Оптину Пустынь, конечно, было заманчивым. Но, взвесив все за и против, он отказался. По мнению Миронова, роль Христа задает такую высокую планку, что все последующие роли будут восприниматься как минимум странно: «Это сразу снижает образ Христа до уровня какого-то обычного персонажа».
В 2004 году актер участвовал в экранизации повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке». Герой Миронова – режиссер-неудачник, за неимением собственного жилья в Москве длительное время живущий в доме у скульпторши Анны Борисовны (героиня Алисы Фрейндлих). Интересные образы Евгений Миронов создал в фильмах «В круге первом» по роману А.И. Солженицына, и в драме «Апостол».
В 2010 вышло продолжение «Утомленных солнцем», где Миронов сыграл командира штрафбата. В ноябре 2016 года Евгений Миронов отметил 50-летие. Торжество вышло скромным – он встретил день рождения у себя на малой родине, в Саратове. В 2017 году зрители увидели творческий тандем Евгения Миронова и Константина Хабенского в драме «Время первых». Их герои – реальные исторические персонажи, космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев, первые люди в открытом космосе. Актер много общался с Алексеем Леоновым (создатели фильма застали героя в живых – он умер 2 года спустя) и был восхищен его подвигом. Миронов не подозревал, что во время первого выхода в космос Леонов едва не погиб. Появился актер и в фильме Алексея Учителя «Матильда», наделавшем много шума еще до выхода из-за пикантного сюжета, повествовавшего об отношениях императора Николая II и балерины Мариинского театра. Евгений сыграл директора императорских театров Ивана Карловича, наставника юной Матильды Кшесинской. Также актер работал над проектом Владимира Котта «Карп отмороженный» – драмой о взаимоотношениях взрослых детей и их постаревших родителей. Вместе с Евгением Мироновым над фильмом работали Марина Неелова и Алиса Фрейндлих. В 2017 году в списке ролей актера появилась еще одна историческая личность – Владимир Ленин, которого Миронов мастерски воплотил в мини-сериале Владимира Хотиненко «Демон революции». Осенью 2019 года сериал вышел на большие экраны под названием «Ленин. Неизбежность».
Награды
Помимо вышеперечисленных наград актера, следует отметить также: звание Заслуженного артиста России (1996 г.), звание Народного артиста РФ (2006 г.), 5 премий «Ника» (лучшие мужские роли в фильмах «Лимита», «Мусульманин», «В августе 44-го», «Космос как предчувствие», «Утомленные солнцем-2»).Общественная деятельность
Актер занимается также общественной деятельностью. С 2004 года он состоит в совете по культуре и искусству РФ. Один из организаторов фестиваля TERRITORIЯ. Создатель двух театральных фондов, в том числе благотворительного фонда «Артист», собирающего средства для пожилых актеров.Личная жизнь Евгения Миронова
Актер холост, детей у него нет. Рассказывать подробности из личной жизни Миронов не любит, но как-то раз признался, что постоянно пребывает в состоянии влюбленности. У актера есть той-терьер по кличке Чапа, и это далеко не первая собака в его жизни: в их семье всегда жили собаки, дворняжки, которых неизменно называли Тишка, а в студенческие годы у него жила такса. Своего питомца Евгений воспринимает как энергоотвод для негатива и не представляет жизни без четвероногого друга. Еще будучи студентом Саратовского театрального училища, он был влюблен в однокурсницу Марию Горелик. Они много времени проводили вдвоем – постоянно репетировали, шутили, болтали. Но скромному Евгению она предпочла другого и вместе с ним эмигрировала в Израиль. С начала 90-х годов о любовных похождениях Евгения Миронова ходят легенды. Ему приписывали роман с Анастасией Заворотнюк и балериной Ульяной Лопаткиной. Долгое время он выходил на публику с Аленой Бабенко и так старательно целовал ее при каждом появлении папарацци, что публика сочла их отношения изысканным пиар-ходом. В 2002 году актер познакомил поклонников со своей «официальной» возлюбленной, девушкой по имени Марианна, с которой, как оказалось, встречался не первый год. Но всего год спустя их отношениям пришел конец. По слухам, Марианна не дождалась заветного предложения руки и сердца. В 2009 году пресса заговорила о том, что Евгений Миронов увел жену у сенатора Владимира Слуцкера. Евгения и Ольгу вместе видели на празднике у Аллы Пугачевой, а через месяц после этих событий сенатор начал бракоразводный процесс.Стоит отметить, что с начала 2000-х в прессе активно муссируются слухи о нетрадиционной ориентации Евгения Миронова. В 2013 году желтая пресса запестрела заголовками: «Евгений Миронов и Сергей Астахов поженились в Германии!». Сведения предоставил директор Московского Концептуального Театра Кирилл Ганин. Новости о собственной «гей-свадьбе» Евгений не прокомментировал, а Сергей посетовал, что на Западе Ганина оставили бы за такое без последних штанов. Из той же области слухов происходит информация о внебрачном сыне Евгения Миронова: якобы в 2017 году суррогатная мать родила актеру мальчика, которого назвали Петей, и для мальчика даже оборудовали детскую комнату в Театре наций. Однако никаких подтверждений этого, кроме ссылок на неизвестных «людей из ближнего круга Миронова», нет.
Актер по-прежнему живет с мамой. В одном из интервью Тамара Петровна поделилась переживаниями о сыне. По ее словам, Евгений спит по шесть часов в сутки, не ведет светскую жизнь и не путешествует, работает на износ. Во время съемок фильма «Время первых» из-за перенапряжения у актера начались проблемы со здоровьем: воспалился желудочно-кишечный тракт, работу над фильмом пришлось отложить. Несмотря на уговоры близких, Миронов не жалеет себя, все время посвящая любимой работе.
Евгений Миронов сейчас
Евгений Витальевич продолжает руководить Театром наций и сниматься в кино. Для многих зрителей его имя в титрах уже давно стало гарантом качества киноленты. После выхода «Времени первых» и «Матильды» актер на какое-то время пропал из массового кино, сосредоточив внимание на интересующих его театральных проектах. Так, в 2018 году он был занят в спектакле «Иванов», а в 2019 году представил нового «Гамлета». В 2020 году на большие экраны выйдет фильм «Сердце Пармы», снятый по одноименному роману Алексея Иванова. Главные роли в картине играют Евгений Миронов и Александр Кузнецов. В центре сюжета – конфликт двух миров: христианского Московского княжества и языческого Урала. Появится он и в молодежном фэнтези «Вратарь галактики». Выход фильма запланирован на август 2020 года.Лучшие фильмы
- 2020: «Вратарь Галактики»
- 2018: «ВМаяковский»
- 2017: «Демон революции»
- 2017: «Карп отмороженный»
- 2017: «Время первых»
- 2017: «Матильда»
- 2015: «Синдром Петрушки»
- 2014: «Вычислитель»
- 2013: «Пепел»
- 2011: «Достоевский»
- 2010: «Москва, я люблю тебя»
- 2006: «В круге первом»
- 2006: «Охота на пиранью»
- 2005: «На Верхней Масловке»
- 2005: «Побег»
- 2005: «Космос как предчувствие»
- 2003: «Идиот»
- 2002: «Дом дураков»
- 2002: «Превращение»
- 2001: «В августе 44-го»
- 2000: «Дневник его жены»
- 1999: «Мама»
- 1994: «Утомленные солнцем»
- 1992: «Анкор, еще анкор!»
- 1991: «Потерянный в Сибири»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49