От токаря до народного режиссера: 9 фактов о Владимире Меньшове и его фильмах

24 Сен 2021
9
Владимир Меньшов еще при жизни стал легендой советского кинематографа — он принес стране премию «Оскар» за лучший иностранный фильм. Даже те, кто не жалует отечественное кино, наверняка, не раз смотрели его картины.

Редакция uznayvse.ru собрала девять интересных фактов о жизни режиссера и его творениях.
Владимир Меньшов — олицетворение целой эпохи отечественного кино
Владимир Меньшов — олицетворение целой эпохи отечественного кино

Режиссер с четвертой попытки

Владимир Меньшов начинал свой трудовой путь совсем не романтично — простым токарем на заводе. Будущий режиссер успел также поработать шахтером в Воркуте и даже матросом в Баку, прежде чем с четвертой попытки стал студентом Школы-студии МХАТ.

Одна любовь на всю жизнь

В Школе-студии Владимир Меньшов встретил свою будущую жену Веру Алентову, которая спустя несколько лет сыграла главную роль в оскароносном фильме «Москва слезам не верит». Уже на втором курсе влюбленные поженились.
Владимир Меньшов и Вера Алентова в молодости
Владимир Меньшов и Вера Алентова в молодости
В начале семейной жизни супругам пришлось столкнуться с серьезными бытовыми трудностями, которые чуть не разрушили брак. Но пара сумела преодолеть все разногласия и прожила в любви и гармонии больше пятидесяти лет.

Уникальная специальность

Заканчивая актерское отделение Школы-студии МХАТ, Меньшов понял, что его призвание — режиссура. Он напрямую обратился к легенде отечественного кино и профессору ВГИКа Михаилу Ильичу Ромму. Мэтр был настолько впечатлен талантом и идеями молодого кинематографиста, что тут же взял Владимира на свой курс. Ромм даже придумал своему ученику аспирантуру по режиссуре художественного фильма – специальность, на которой Меньшов был первым и единственным студентом, причем с небольшой, но столь необходимой ему в то время стипендией.
Владимир Меньшов о фильме «Розыгрыш»

Любовь к эпизодам

Владимир Меньшов всегда появлялся в эпизодах всех своих фильмов, еще задолго до того, как это стало мейнстримом и было подхвачено другими режиссерами (Эльдаром Рязановым, например). Он вообще любил сниматься и не делил роли на главные и второстепенные, несмотря на свой солидный статус в отечественном кинематографе.
Владимир Меньшов, сцена из к/ф «Курьер»
Из-за того, что Владимир Валентинович достаточно часто появлялся на экране, складывалось впечатление, что у него огромный список режиссерских работ, а ведь их всего лишь пять (зато каких!!!).

Когда уйдем со школьного двора…

Картину «Розыгрыш» смело можно поставить в один ряд с «Чучелом», «Доживем до понедельника», «Вам и не снилось» и другими молодежными фильмами, ставшими для подрастающего поколения Страны Советов своеобразными учебными пособиями в области нравственности и моральной этики. Картина стала счастливым билетом для Дмитрия Харатьяна, который попал на съемочную площадку случайно, а под вальс из этого фильма и сегодня проходят «последние звонки» в школах.
Кадр из к/ф «Розыгрыш»
Кадр из к/ф «Розыгрыш»

«Людк, а Людк…»

«Любовь и голуби» — кладезь крылатых фраз, которые уже несколько десятилетий живут сами по себе среди нас. Даже спустя почти сорок лет фразы «Сучка ты крашена», «Людк, а Людк», «Девушки, уймите вашу мать», «День взятия Бастилии впустую прошел» и многие другие невольно вызывают улыбку на лицах жителей постсоветского пространства.
Сцена из к/ф «Любовь и голуби»

Фильм о загадочной русской душе

«Москва слезам не верит» принесла Советскому Союзу «Оскар» и заставила миллионы зарубежных граждан другими глазами посмотреть на нашу страну. Президент США Рональд Рейган перед визитом в СССР восемь раз посмотрел эту картину, чтобы лучше постичь загадочную русскую душу.
Кадр из к/ф «Москва слезам не верит»
Кадр из к/ф «Москва слезам не верит»
Интересно, что сам Владимир Меньшов принял новость о награждении его фильма «Оскаром» за розыгрыш, ведь церемония проходила в Лос-Анджелесе в ночь на 1 апреля. Золотую статуэтку получал атташе по вопросам культуры Анатолий Михайлович Дюжев, который лишь через семь лет привез ее в страну и передал законному владельцу. А ведь поначалу фильм подвергся суровой критике руководства Госкино и был нещадно «порезан», из-за чего стал короче почти на целый час.

Полная импровизация

«Ширли-мырли» — самый необычный фильм Меньшова, созданный в жанре гротеска и абсурдистского фарса. Режиссер позволил актерам вволю импровизировать и не придерживаться строгой сюжетной линии, а сам наблюдал за ними со стороны, по мере необходимости внося в сценарий свои коррективы. Отметим, что именно эту картину Меньшов считал главным своим успехом как сценариста.
Кадр из к/ф «Ширли-мырли»
Кадр из к/ф «Ширли-мырли»
Интересно, что картина могла вообще не выйти — на главную роль пробовались Александр Абдулов, Никита Михалков, Олег Табаков. Однако Меньшов предложил роль Валерию Гаркалину, которого не одобрил худсовет. Тогда режиссер поставил ультиматум — или-или, и худсовет сдался. Но вскоре Гаркалин заявил, что отказывается от роли: актеру показалось, что режиссер его за что-то невзлюбил. Меньшову приходилось постоянно улыбаться и показывать Гаркалину большой палец после каждого эпизода, чтобы тот видел и чувствовал любовь со стороны режиссера.

Депардье вместо Бельмондо

«Зависть богов» — последняя режиссерская работа Меньшова, в которой по задумке автора, должен был участвовать кто-то из звезд французского кино. Сначала договорились с Жан-Полем Бельмондо, но перед самым стартом съемок он заболел. Тогда было решено пригласить Жерара Депардье, который всегда симпатизировал России и без колебаний принял предложение.
Вера Алентова о поцелуях и откровенных сценах в фильмах
Вере Алентовой, которая играла главную роль в картине, пришлось сниматься в откровенной сцене. Актриса пыталась договориться с супругом, чтобы оставить хотя бы колготки телесного цвета, но так как это было бы заметно, Меньшов все-таки заставил жену полностью раздеться. Заслуги Владимира Валентиновича перед отечественным кинематографом можно перечислять еще очень долго, но лучше пересмотреть его фильмы, которые вошли в Золотой фонд Госкино и являются живыми символами ушедшей эпохи. Народная любовь сделала их по-настоящему бессмертными, а цитаты любимых героев настолько прочно вошли в нашу жизнь, что стали крылатыми фразами, знакомыми каждому жителю постсоветского пространства.

Ранее редакция uznayvse.ru рассказывала о режиссерах, которые снимают весьма посредственное кино и очень болезненно воспринимают критику.