Биография группы «Машина времени»
Коллектив «Машина времени» по праву считается родоначальником классического русского рока и внес неоценимый вклад в отечественную музыкальную культуру. «Машинисты» не только первыми стали сочинять и исполнять рок-музыку на русском языке (официальной датой рождения группы считается 1969), но и наполнили ее глубоким смыслом, тем самым заставляя аудиторию задуматься о важных общечеловеческих проблемах. За полвека творчество «Машины времени» не утратило своей актуальности и является своеобразным эталоном музыкального стиля и профессионализма как для миллионов поклонников, так и для многочисленных коллег по цеху.История создания группы
Музыкой московский школьник Андрей Макаревич увлекся еще в подростковом возрасте и уже в пятнадцать лет организовал свой первый коллектив «The Kids», в состав которого, помимо него, входили Миша Яшин, Лариса Кашперко и Нина Баранова. Поначалу ребята пели на английском языке, выступая с хитами популярных западных исполнителей на вечерах самодеятельности и школьных дискотеках. В 1968 году Андрей впервые услышал «Битлз», творчество которых полностью перевернуло его сознание. Пример ливерпульской четверки, а также совместное выступление на школьном концерте с ВИА «Атланты», вдохновили юного Макаревича на создание рок-группы «Time Machines». В ней, по аналогии с «Битлз», уже не было места девушкам: Андрей пел и играл на гитаре, бас-гитаристами стали Паша Рубин и Игорь Мазаев, Юра Борзов сел за ударные, Саша Иванов исполнял партии на ритм-гитаре, клавиши доверили Сереже Кавагоэ. У последнего родители работали в посольстве, долгое время жили и работали в Японии и обзавелись высококлассной музыкальной аппаратурой, которая качественно улучшила звучание новоиспеченной группы. Поначалу среди участников коллектива часто возникали разногласия по поводу музыкального материала: Макаревич настаивал на оригинальном репертуаре, остальные ребята стремились подражать «Битлам». Из-за этого в группе даже произошел раскол, и Мазаев, Борзов и Кавагоэ сделали попытку создать собственный коллектив, которая не увенчалась успехом. «Time Machines» снова воссоединилась, и вскоре на домашний магнитофон был записан первый альбом, состоящий из одиннадцати англоязычных песен. К сожалению, этот материал не сохранился, о чем Макаревич нисколько не сожалеет, называя его «чудовищным». К этому времени ребята окончили школу и задумались о продолжении образования. Не всем удалось совместить учебу в вузе с музыкой, и группу покинули Рубин и Иванов. Макаревич и Борзов поступили в столичный архитектурный институт, где познакомились с Алексеем Романовым и Александром Кутиковым. Ребята стали вместе выступать в институтской рок-группе, давали концерты в ДК «Энергетик». Вскоре Кутиков заменил ушедшего в армию Мазаева, а место барабанщика занял Максим Капитановский. Через год он тоже отправился служить в Вооруженные силы, и Кавагоэ сам сел за ударные.Основные этапы творчества
Эта троица до середины 70-х оставалась основным составом группы, которая к тому времени уже сменила название на «Машина времени» и, благодаря участию в записи пластинки трио «Зодиак», даже засветилась на студии «Мелодия». Но «Росконцерт» и Союз композиторов игнорировал появление странного коллектива, выбивающегося из общей концепции советской эстрады, и чинил молодым музыкантам всевозможные препоны. В самой группе тоже было не все гладко, и в 1974 году из-за разногласий с Кавагоэ ее покинул Кутиков. Ему на смену пришел Евгений Маргулис, универсальный музыкант с «блюзовым» голосом.В этом же году «машинистов» пригласили сняться в фильме Георгия Данелии «Афоня», и, хотя в окончательном варианте эпизод с их участием вырезали, в картине осталась песня «Ты или я», а в титрах – название группы. В 1975 году «Машину времени» позвали на телевидение для записи программы «Музыкальный киоск». Программа в эфир так и не вышла, но семь новых композиций, записанных в профессиональной студии, быстро разошлись по всей стране. Когда в 1976 группу пригласили выступить на музыкальном фестивале в Таллинне, их песни уже были хорошо известны публике, которая тепло встретила «Машину времени». Коллектив стал обладателем главного приза и познакомился со многими талантливыми музыкантами, в числе которых был Борис Гребенщиков. Он помог организовать гастроли «машинистов» в Питере, которые прошли с огромным успехом. Но, тем не менее, чиновники «от культуры» продолжали настойчиво не замечать их возросшую популярность, поэтому гастрольная деятельность группы проходила в «подпольном режиме». Макаревича нервировала эта ситуация, и он всячески пытался придать коллективу официальный статус. Андрей даже придумал литературно-музыкальную программу «Маленький принц», с которой несколько лет безуспешно пытался попасть в «Росконцерт».
Остальных участников группы вполне устраивало их «нелегальное» положение, которое никак не влияло на доходы от гастрольной деятельности, поэтому среди музыкантов снова начались разногласия. В 1979 году Кавагоэ и Маргулис переходят в «Воскресенье», в группу возвращается Кутиков, а спустя некоторое время к коллективу присоединяется Петр Подгорецкий. В этом же году «Машина времени» получила возможность выступать от «Росконцерта», войдя в труппу Московского театра комедии. Музыканты тут же занялись созданием новой концертной программы, и спустя несколько месяцев громко заявили о себе на престижном музыкальном фестивале в Тбилиси. С этого момента начинается стремительный взлет группы на вершину музыкального Олимпа. Их хиты крутили на радиостанциях, кассеты заполнили киоски звукозаписи, а после участия в фильме «Душа» участников группы начали останавливать на улицах. Но, несмотря на это, в 1982 году творчество «Машины времени» подверглось резкой критике со стороны чиновников («...рок-группа декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций», – писали припартийные критики), и лишь волна людского гнева и тысячи писем поклонников заставили функционеров отступить. Такая двойственная ситуация сохранялась до середины 80-х годов. Группа активно гастролировала по стране и свободно исполняла песни собственного сочинения. При этом ей были запрещены официальные выступления в Москве, большая часть телепрограмм с участием музыкантов попадала «на полку», а до 1986 года не было издано ни одного профессионального студийного альбома. С началом Перестройки ситуация в корне изменилась. Коллектив стал участником Фестиваля молодежи и студентов и впервые выехал на гастроли за рубеж. Ажиотаж на их концертах был сравним с разгаром «битломании», когда поклонники готовы были разорвать от избытка чувств своих кумиров. В конце 1986 вышел первый официальный альбом группы «В добрый час» (компиляция лучших песен), а через год – первый студийный альбом «Реки и Мосты». Музыканты стали частыми гостями на телевидении, без их присутствия не обходилась ни одна популярная в то время музыкальная и развлекательная программа. Свое двадцатилетие «Машина времени» отметила масштабным сборным концертом в Лужниках, на котором выступили близкие друзья-музыканты и бывшие участники коллектива. Следующий, четвертьвековой юбилей «машинисты» отпраздновали в самом сердце столицы, на Красной площади. На концерте присутствовали лучшие российские рок-группы, а послушать музыкантов собралось около 350 тысяч человек. После 1991 года Макаревич стал активно участвовать в общественной жизни страны, открыто проявляя свою гражданскую позицию. Группа выступила в поддержку Бориса Ельцина на баррикадах Белого дома, а в 1996 поддержала Бориса Николаевича на очередных президентских выборах. На юбилейном концерте в «Олимпийском», посвященном тридцатилетию коллектива, присутствовало немало политиков. Среди них были Анатолий Чубайс, Борис Немцов и Владимир Путин, тогда еще в должности премьер-министра. Сразу после этого масштабного шоу из-за чрезмерного пристрастия к кокаину был уволен Петр Подгородецкий. Позже он написал скандальную книгу «Машина с евреями», в которой не лучшим образом отзывался о бывших коллегах по группе.
Последним концертом, в котором принимал участие Подгорецкий, стало выступление 1999 года, приуроченное к 30-летию группы. В 2000 году вышел концертный DVD, записанный на этом выступлении. Музыканты исполнили 36 своих хитов. В нулевые годы группа стабильно радовала поклонников новым творчеством. В 2001 году в продажу поступил экспериментальный альбом «Место, где свет», в котором дебютировал клавишник и аранжировщик Андрей Державин, пришедший на замену Подгорецкого. Он же написал текст для песни «Крылья и небо», правда, позже признал, что получилось слабовато. В целом альбом получился необычным для творчества группы: слушателей ждало абсолютно новое качество звучания и большое количество солистов. Юбилейный, десятый студийный альбом «Машины времени» под названием «Машинально» (его придумала 26-летняя Элина Соколова, победившая в объявленном группой конкурсе названий) увидел свет в 2004 году. Следующий альбом «Time Machine» музыканты записали в лондонской студии Abbey Road. Сотрудники студии хотели отослать получившийся материал устроителям премии «Грэмми» (в номинации «Иностранная музыка»), но это требовало колоссальных вливаний со стороны самой группы, а заработать несколько сотен тысяч долларов на продаже дисков в России было невозможно. В следующий альбом «Машины не парковать» (2009), помимо новых песен группы, неожиданно вошли и каверы других исполнителей на старые хиты «Машины времени». Сергей Чиграков из «Чижа» перепел «Перекресток», Алексей Кортнев спел «Что ты имела», Борис Гребенщиков – «Я – змея» и «Апокриф», Петр Мамонов – «Досуги-буги» и т.д.
Дискография
- Реки и Мосты (1987)
- В круге света (1988)
- Медленная хорошая музыка (1991)
- Это было так давно…1978 (1992)
- Внештатный командиръ Зѣмли. Блюзы Эль-Мокамбо (1993)
- Картонные крылья любви (1996)
- Отрываясь (1997)
- Часы и Знаки (1999)
- Место, где свет (2001)
- Машинально (2004)
- Time Machine (2007)
- Машины не парковать (2009)
- ВЫ (2016)