Биография Татьяны Толстой
Татьяна Толстая – публицист, российская писательница, литературный критик. Широкой публике хорошо известна как телеведущая «Школы злословия». Ее произведения читают на многих языках мира. Наиболее популярным считается антиутопический роман о будущем России «Кысь», но ее авторству принадлежит множество других замечательных книг, например, сборники рассказов «Любишь – не любишь», «Белые стены», «На золотом крыльце сидели…», «Изюм» и другие. Лауреат премий «Триумф», «ТЭФИ», «ОЛИМПИЯ». Ее повесть «Легкие миры» удостоена «Премии Белкина». В 2020 году совместно с Ксенией Буржуйской запустила YouTube-проект «Белый шум».Детство, юность, семья
Татьяна родилась весной 1951 года в семье ленинградцев Натальи Лозинской и Никиты Толстого. Писательский талант и острый ум девочка явно «унаследовала» от ближайших родственников. По линии мамы в роду имелся дедушка Михаил, поэт и переводчик зарубежной литературы. По отцовской линии дедушкой был Алексей Толстой, знаменитый автор «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина». Его женой была поэтесса Наталия Крандиевская. Папа девочки – известный профессор, физик-оптик, лауреат Сталинской премии. Помимо Татьяны в семье подрастали еще трое детей: Наталья (сейчас писательница, преподаватель шведского языка), Иван (филолог, историк эмиграции) и Михаил (физик, политический деятель). В некоторых источниках сообщается, что детей в семье было семеро. Одним из ярких потрясений детства, сильно повлиявшим на Татьяны дальнейшее мировоззрение и отношение к миру, стала случайная встреча семилетней девочки со стариками-блокадниками.Писательница вспоминала, как в школе в 1958 году, несмотря на то, что уже состоялся знаменитый двадцатый съезд КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина и его идеологического наследия, их, первоклашек, учили бдительности. Учительница наставляла детей, что повсюду могут быть шпионы, которые хотят навредить великой родине. И если к ним, детям, кто-нибудь обратится на улице с вопросом, куда и как пройти, они дождны знать: перед ними – шпион. И вот однажды весной маленькая Таня играла во дворе, лепила в песочнице куличики, а мимо проходили старик со старухой, еле-еле переставляя раздутые ноги:
Толстая до сих пор помнит жгучий, страшный стыд, когда старики на опухших ногах развернулись и побрели прочь от Ботанического сада, в котором хотели всего лишь полюбоваться цветами. Это она поняла как-то вдруг, но кинуться за ними и признаться, что соврала, не сумела. Конечно, в семь лет она лишь почувствовала, что совершила гадкий поступок, и так же, чувствами, как она сказала гораздо позже, прокляла коммунизм, авторитаризм, советскую идеологию, тоталитарный режим. В течение всей своей жизни она потом помнила об этом событии и, сколько бы ни было стыдных ситуаций, не испытывала больше такого раздавливающего стыда:Я сейчас понимаю, что это блокадники, они же опухали потом долго, всю жизнь опухали… И старики спрашивают меня: «Деточка, мы к Ботаническому саду правильно идем?» А идут они правильно, этот сад от нас через два дома на набережной прекрасной реки Карповки… И в этот момент я вспоминаю, чему нас учили в школе, и думаю: «Шпионы!» И вот это идеологическое, вдолбленное идет вперед, я на автомате, испугавшись… отвечаю: «Нет, неправильно, вам в обратную сторону!
Получив аттестат, Толстая подала документы в Ленинградский университет на факультет классической филологии, чтобы изучать литературу, а также латынь и греческий язык. По окончании вуза Татьяна переехала в Москву, где стала работать корректором в издательстве «Наука». Там же она начала писать свои статьи и рецензии. Первой ее публикацией в журнале «Вопросы литературы» стала критическая заметка «Клеем и ножницами…», вышедшая в 1983 году. Это была рецензия на труд литература Виктора Петелина, посвященный творчеству ее дедушки Алексея Толстого. Девушка нашла немало неточностей, а то и искажений в биографии великого писателя. Вскоре Татьяна уволилась из издательства.Бог на меня ногой наступил: «Вот тебе, маленькая тварь!» И меня пяткой растер. И с тех пор я ничего нового про это не поняла, дальше я только наращивала аргументы, слова, как это проговорить, сказать, доказать, сформулировать, как сделать палку с гвоздем, чтобы ударить коммуниста по лицу. И вот я в этом состоянии так с тех пор и нахожусь. И никогда этого не забуду. Спасибо Господу Богу, что он наказал меня так рано, что он мне голову-то поставил на место!
Литературное творчество
Однажды у Татьяны начались проблемы со зрением, ей понадобилась операция на глазах. После коррекции зрения длительное время приходилось носить повязку на глазах, поскольку свет очень болезненно воздействовал на роговицу. От того, что ей приходилось либо лежать, либо передвигаться практически на ощупь, Татьяна от скуки стала придумывать сюжеты, в ее голове рождались идеи, которые позже она воплотит на бумаге.Первый рассказ, название которого вскоре озаглавит и первый сборник, был напечатан в журнале «Аврора». «На золотом крыльце сидели…» (1983) читатели восприняли как новое явление в советской литературе. Критики также были лояльны к начинающей писательнице. То ли рассказ от имени ребенка, то ли наполовину сказку сочли лучшим литературным дебютом года. После этого толстые литературные журналы, которые в библиотеках зачитывались до дыр, а из почтовых ящиков их просто воровали «интеллигенты-читатели», стали радушно привечать молодого автора.
В «Авроре», «Новом мире», «Звезде» публикуются «Свидание с птицей» и «Соня», «Чистый лист» и «Любишь – не любишь». За пять лет Толстая написала и опубликовала более двадцати рассказов. После выхода первого сборника литератора приняли в Союз писателей СССР.
Плодовитость автора и её самобытный стиль раздражали литературных критиков. Их претензии к Толстой сводились к упрекам в излишней образности и детализации, так называемой «густоте» письма. К тому же, по их мнению, все рассказы были написаны по одному и тому же сценарию. Но благодарные читатели называли Татьяну новатором с оригинальным видением мира, неравнодушной к проблемам самых неожиданных людей – от слабоумных инвалидов до поэтов-гениев – словом, всех, кому нелегко социализироваться в мещанском обывательском обществе. Толстая становится членом российского ПЕН-центра, а в 1990 году ее пригласили в Америку, предложив вести курс русской литературы и языка в колледже Саратоги-Спрингс.
Деятельная натура писательницы не довольствовалась исключительно преподаванием. Татьяна писала статьи в TLS, The New Yorker и другие издания, а также читала лекции в высших учебных заведениях. Более всего литератор была поражена, насколько под влиянием среды изменился русский язык, на котором разговаривали эмигранты. Свою точку зрения на это явление она изложила в публикации «Надежда и опора».
Девяностые годы для Толстой прошли в курсировании между Россией и США. В Москве она возглавила редколлегию журнала «Столица» и вела собственную еженедельную рубрику «Своя колокольня» в «Московских новостях». Печаталась со своими новыми статьями в «Русском телеграфе». В Америке и Европе тем временем начали переводиться ее книги. Параллельно две Толстых, Татьяна и Наталья, работали над книгой «Сестры», которая была издана в 1998 году. Еще через год писательница, устав мотаться между странами, вернулась в Россию, чтобы вплотную заняться публицистикой и преподаванием. Начало нового тысячелетия писательница отметила выпуском своего первого романа «Кысь». Ажиотаж вокруг него небывалый. Если человек не прочитал «Кысь», на него смотрели недоуменно: о чем тогда с тобой разговаривать?
Антиутопическая книга о России будущего, весьма незавидного, была отмечена литературной премией «Триумф». Ее называли современной русской классикой, по ней ставились спектакли, создавались радиопостановки. Тем временем Толстая выпустила три новых книги: «День», «Ночь» и «Двое». Она становится лауреатом четырнадцатой московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза». Книги раскупались с небывалой скоростью, несмотря на общий внушительный тираж в двести тысяч экземпляров. Вскоре Толстой предложили пост главного редактора в издании «Консерватор» и она приняла предложение.
В двухтысячных поклонники творчества Толстой стали зачитываться такими произведениями как «Женский день», «Река», «Не Кысь», «Белые стены», «Река». Кроме того, Татьяна реализовала свою давнишнюю мечту и в паре с племянницей, Ольгой Прохоровой, выпустила детскую книгу «Та самая Азбука Буратино». Сюжет книги перекликался с известной сказкой дедушки Татьяны Алексея Толстого. Тогда же Толстую, по версии журнала «Огонек», назвали в числе ста самых влиятельных россиянок. Вскоре вышли новые произведения писательницы: «Невидимая дева», «На малом огне» и «Легкие миры». В 2015 году вышли два новых сборника «Войлочный век», а также «Девушка в цвету».
В 2010 года Татьяна Толстая начала писать книги не только для взрослых, но и для детей. В соавторстве с Ольгой Прохоровой она выпутила книгу «Та самая Азбука Буратино», связанную общим сюжетом со знаменитой книгой дедушки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Идея книги, по словам Толстой, родилась еще тридцать лет назад, однако времени и вдохновения на реализацию проекта не хватало. Однажды в разговоре со своей племянницей Ольгой Прохоровой Толстая упомянула об этом, и та, загоревшись идеей, предложила написать книгу в соавторстве. В итоге произведение заняло второе место в рейтинге детской литературы XXIII Московской книжной ярмарки.
Телевидение и «Школа злословия»
Впервые увидеть на телеэкране любимую писательницу зрители смогли в 2002 году. В тандеме с Авдотьей Смирновой она появилась в шоу «Основной инстинкт», а через несколько месяцев на канале «Культура» начала выходить программа «Школа злословия», где тот же дуэт появился в качестве ведущих. Руководство телеканала выказало недовольство низкими рейтингами, после чего Толстая и Смирнова перешли со своим ток-шоу на НТВ, где оно функционировало вплоть до 2014 года. За этот период в гостях у ведущих побывало более четырехсот гостей, но некоторые выпуски так и не появились в эфире. К примеру, актер и автогонщик Николай Фоменко заявил, что передачу с его участием запретила лично редактор телеканала «Культура», которая усмотрела в его высказываниях непочтительное отношение к власти.Татьяна Никитична побывала также в составе жюри проекта «Минута славы», а в «Большой разнице» появились пародии на писательницу.
Толстая – активный пользователь интернета. О своих кулинарных талантах и пристрастиях она рассказывает подписчикам в Фейсбуке и ЖЖ. Много времени уделяет литератор творческим встречам и общению с читательской аудиторией.
Личная жизнь Татьяны Толстой
Избранник студентки Толстой учился в том же университете, что и она сама. Возникшая симпатия между Андреем Лебедевым и Татьяной вскоре переросла в неподдельный интерес друг к другу. У Андрея в роду тоже были выдающиеся личности, к примеру, его дед, генерал-полковник Валентин Лебедев, женившийся в свое время на гречанке.Обоим было интересно разбираться в хитросплетениях генеалогии. Молодые люди сами не заметили, как уже не могли обходиться друг без друга. Вскоре они расписались. По окончании вуза Андрея, как подающего надежды молодого ученого, направили по распределению в Москву. За ним поехала и коренная ленинградка Татьяна. Впоследствии супруг стал одним из авторов Большой Советской энциклопедии, получил профессорскую должность. Двоих сыновей, Артемия и Алексея, воспитывали по собственной системе: в детский сад мальчишки не ходили, а к школе уже свободно читали и писали. Сейчас оба женаты, успешны и востребованы. Артемий – известный дизайнер и владелец собственной студии в Москве. Алексей с женой живут в Нью-Йорке, младший сын не только профессиональный фотограф, но и архитектор компьютерных программ. У Татьяны также есть внук Савва.
Татьяна Толстая сейчас
2020 год для писательницы стал в некотором смысле революционным. Помимо привычных встреч с читателями, общественной деятельности и работы над очередными произведениями, она, вместе с Ксенией Буржской, запустила новое YouTube-шоу «Белый шум». Изначально проект назывался «На троих», поскольку было трое ведущих, но один из них, Александр Тимофеевский, внезапно скончался. Первый выпуск под названием «Шура» Татьяна и Ксения посвятили именно несостоявшемуся партнеру. Среди гостей шоу уже побывали экстравагантная Лолита Милявская, с которой ведущие обсуждали эйджизм, утонченный Александр Генис с рассуждениями о Иосифе Бродском и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова. Интересным стал выпуск с писателем Джоном Шемякиным, колким – с Ксенией Собчак. Были также выпуски, в которых кинокритики Андрей Плахов и Зинаида Пронченко обсуждали с Ильей Хржановским суть кинокартины DAU. С внучкой Бориса Пастернака, Наташей Барбье решали, насколько важна для современного человека дача. Бурный интерес вызвал выпуск о понятии сексуальности, феминизме, движении #Me Too. Обсуждали эту неоднозначную тему телеведущая Елена Ханга и блогер Арина Холина.Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49