Биография Джона Леннона
Джон Леннон – один из гениев XX века, основатель легендарной группы The Beatles, художник, музыкант, мыслитель и политический активист, выступавший против войн и несправедливости, который не только задал направление развитию культуры, но и оказал влияние на ход мировой истории.Детство и семья
Джон Уинстон Леннон – единственный ребёнок Джулии Стэнли и Альфреда Леннона, он родился 9 октября 1940 году в Ливерпуле. Родители Джона познакомились в 1927 году в кинотеатре «Трокадеро» и поженились спустя одиннадцать лет. Семья Джулии, особенно старшая сестра Мэри, или Мими, как её называли родные, не одобряла её выбор, полагая, что Альфред, имевший ирландские корни, не сможет обеспечить Джулии достойную жизнь. О том, что его жена ждёт ребёнка, Альфред узнал зимой 1940 года, но при рождении сына присутствовать не смог – с началом Второй мировой войны он был отправлен на флот. Своё первое имя сын Джулии и Альфреда получил в честь деда, Джона Леннона, а второе – в честь Уинстона Черчилля, на тот момент премьер-министра Великобритании.Первые несколько лет жизни Джон прожил с матерью, его отец служил в торговом флоте и регулярно присылал им деньги. В конце 1942 года на танцах Джулия познакомилась с молодым солдатом Тэффи Уильмсом, связь с которым длилась два года, и от которого она родила дочь. Виктория Элизабет, младшая сестра Джона, появилась на свет летом 1945 года. Джулия решила, что не может позволить себе оставить девочку, и отдала её своей бездетной приятельнице Маргарет, которая была женой моряка-норвежца Педера Педерсона. Новые родители дали малышке имя Ингрид, она никогда не встречалась с братом, а о тайне своего рождения рассказала только в 1998 году.
В конце 1945 года Джулия устроилась официанткой в кафе, расположенное неподалёку от школы, в которой учился маленький Джон, где познакомилась с Джоном Дайкинсом, работавшим сомелье в ресторане отеля Адельфи, и вскоре переехала к нему. Родные Джулии характеризовали Дайкинсона как человека грубого, подверженного неконтролируемым вспышкам агрессии, а сам Джон вспоминал, что часто видел мать в слезах и со следами побоев на лице. По мнению Мими, доступ Дайкинсона к дефицитным во время войны товарам и продуктам сыграл не последнюю роль в выборе Джулии, которая всегда мечтала о более лёгкой и красивой жизни и была готова мириться с непростым характером нового избранника. Бездетная Мими и её муж Джордж обвинили Джулию в безнравственности, они не смогли принять факт, что она, не разведясь с Альфредом, стала сожительствовать с Дайкинсоном, а следовательно, жила во грехе. Предположительно с 1947 года Джон постоянно стал проживать у своей тёти в Мендиписе. Мими была сторонницей пуританских взглядов, её воспитательные методы вызывали у Джона отторжение, но со своим дядей он сблизился и воспринимал его как отца. Но в целом в семье Мими, по словам музыканта, мужчины воспринимались как мебель, часть обстановки, а всем верховодили женщины: Мими и ее сестры, которых, кроме мамы Джона, у нее было три. Как итог, Джон с ранних лет начал отгораживаться от внешнего мира, превратился в затворника и «учёную блоху». Его темперамент скакал от абсолютного спокойствия до немотивированной агрессии. Одиночество и связанное с ним лишением эмоций привело к тому, что Джон начал видеть галлюцинации, как он считал. Мальчик мог часами неподвижно смотреть на свое лицо в зеркало, пока оно не начинало трансформироваться в нечто нечеловеческое, сзади появлялись призрачные силуэты, комната плыла. Сейчас мы знаем, что феномен «незнакомца в зеркале» – не более чем игра зрения и разума, но Джон на полном серьезе размышлял – гений он или рядовой сумасшедший? В конце концов он успокоился, прочитав биографию Ван Гога и уяснив, что эти два понятия не противоречат друг другу. Еще в раннем детстве Джону предписали носить очки. Он напрочь отказывался и винил родителей в своих астигматизме и близорукости. «Это началось после их развода! Глаза приняли на себя все переживания!», – утверждал он, хотя плохое зрение было наследственным. Мальчик не видел происходящее на экране в кинотеатре, мог заблудиться в знакомых местах, а однажды его сбила машина, когда он катался на велосипеде. Джон ехал прямо на автомобиль, но не заметил его. Мир казался ему нечетким, расплывчатым, это вызывало неприятие у сверстников, и Джон замыкался в себе еще сильнее.
В школе Джон славился парнем с отлично подвешенным языком, и за это стоило сказать «спасибо» тете Мими, которая всегда добивалась от него откровенности. К тому же он много читал, его литературный вкус опережал возраст, а словарному запасу мальчика удивлялись все взрослые. Вот только написать без ошибок он их не мог – Джону диагностировали дислексию. В будущем это весьма распространенное неврологическое расстройство сыграло на руку ему как автору текстов: он легко играл со словами, переставляя буквы в словах, придумывая тонкую игру слов и удивляя неожиданной инверсией. Несмотря на дар красноречия, за Джоном закрепилась репутация «плохого парня». Он избивал любого, кто переходил ему дорогу. Сказывались психологические травмы детства: развод родителей, жизнь у тёти, что мальчик воспринимал как предательство матери, плохое зрение.
The Quarrymen
Джулия часто навещала Джона в доме тётушки, она передала ему свою любовь к музыке, которую сама испытывала с детских лет, и, несмотря на протесты Мими, в 1956 году подарила первую гитару. Подросток, и так не желавший учиться и одержимый рок-н-роллом и скиффлом [довольно примитивная фолк-музыка, напоминающая кантри – прим. uznayvse.ru], начал посвящать все свободное время освоению инструмента.На уроках игры на гитаре он познакомился с Эриком Гриффитсом. Друзья решили основать скиффл-дуэт и приступили к репетициям в подвале у тёти Мими. Джулия помогала сыну настраивать инструменты. С гитарных уроков Леннон вскоре ушел, поскольку ему было скучно зубрить теорию, он хотел как можно скорее стать виртуозом. Вскоре Джон укомплектовал состав своим лучшим другом Питером Шоттоном, который привлек своего друга, басиста Билла Смита, а Эрик Гриффитс, в свою очередь, пригласил приятеля, игравшего на банджо. Коллектив было решено назвать The Quarrymen (т.е. трудолюбивый человек). Это были первые слова гимна школы, в которой училось большинство участников, и в этом названии была скрыта ирония, поскольку ни они, никто другой из их школьного окружения не мог похвастаться трудолюбием. Группа с переменным успехом выступала в клубах Ливерпуля, но музыкальный вкус Джона постепенно начал меняться в сторону рок-н-ролла. Скромный круг фанатов воспринял это в штыки, и Шоттон решил уйти из группы. Озверевший Леннон разбил об голову друга инструмент, на котором тот играл – стиральную доску, обычный атрибут скиффл-групп того времени.
6 июля 1957 года The Quarrymen дали концерт под открытым небом. На мероприятии присутствовал друг Леннона Айвен Воган. После выступления он подошел к Джону и сказал, что хочет познакомить его с одним человеком. Им оказался 15-летний гитарист Пол Маккартни. На просьбу Леннона показать умения он сыграл несколько рок-н-ролльных хитов, так что уже вечером Джон поговорил с товарищами по группе и решил пригласить Пола в состав. А год спустя состав The Quarrymen пополнился школьным приятелем Пола Джорджем Харрисоном. Джон Леннон не смог сдать выпускные экзамены в школе, но все-таки поступил в Ливерпульский колледж искусств – не без протекции своей тёти. 2 сентября 1957 года он приступил к занятиям. Впрочем, по воспоминаниям современников, поступить в это заведение мог любой, в ком была хоть какая-то творческая искра. В колледже Леннон поначалу чувствовал себя изгоем – он противопоставлял себя как выходца из пролетариев и любителя рок-н-ролла другим учащимся, в основном из обеспеченного среднего класса, поклонников классического джаза. Но впоследствии он открылся и поладил с однокурсниками, хотя лидерских качеств не проявлял. 15 июля 1958 года Джулия была сбита машиной и скончалась. За рулем Standard Vanguard был пьяный полицейский. Его ненадолго отстранили от работы, но потом восстановили в должности. Для Джона мама навсегда осталась главной женщиной, её память он увековечил в своих песнях, ее черты пытался увидеть во всех своих женщинах, а своего первенца назвал Джулианом в ее честь. После смерти Джулии Леннон начал беспробудно пить, а чтобы разрядиться и дать выход чувствам, часто затевал драки. Он потерял интерес к Quarrymen, так что почти все участники группы разбрелись кто куда. Трагедия сблизила Джона с Полом Маккартни, чья мать скончалась от онкологии, когда ему было 14. В конце 1959 года группа была переименована в Silver Beetles, а затем в The Beatles. Под этим названием они впервые отправились на гастроли за границу, в Гамбург, где Леннон также познакомился с запрещенными веществами.
The Beatles
В конце 1959 года группа была переименована в Silver Beetles, а затем в The Beatles. Под этим названием они впервые отправились на гастроли за границу, в Гамбург, где Леннон также познакомился с запрещенными веществами. В 1962 году менеджером молодой группы, в состав которой на тот момент входили Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр, стал Брайан Эпстайн. По мнению исследователей истории и творчества The Beatles, именно Эпстайну принадлежит идея смена имиджа участников группы. По настоянию менеджера музыканты стали надевать на концерты костюмы и отказались от бунтарских кожаных курток и джинсов. В 1963 году The Beatles стали группой номер один в Великобритании, а в феврале 1964 года ливерпульская четвёрка была приглашена в шоу Эда Салливана, что ознаменовало начало их международной славы. Битломания, охватившая планету, достигла своего апогея уже к середине 60-х, музыканты выпустили тринадцать студийных альбомов, а в знаменитом списке издания Rolling Stone «500 лучших песен всех времён и народов» значатся 23 композиции The Beatles, в том числе и песни, написанные Джоном. В 1966 году Леннон обронил фразу, смысл которой в прессе свели к «Битлз популярнее Иисуса», и в США, стране весьма религиозной, начался бойкот творчества группы с публичным сжиганием винила с записями их песен. На самом деле он сказал следующее:Гастроли по Америке состоялись, но зрителей было гораздо меньше, чем рассчитывали менеджеры. В гостиничный номер Леннона несколько раз звонили с угрозами. После тура «битлы» решили отказаться от живых концертов. В том же году Леннон много размышлял о внешнеполитической ситуации и впервые осудил военные действия во Вьетнаме со сцены. Менеджер The Beatles был в ужасе – протестные заявления не вязались с имиджем группы. Но Леннон не собирался останавливаться и пытался донести до поклонников свою позицию. Правда, два года спустя он кардинально поменял мнение и осуждал подростков, жаждущих революции. Теперь, по мнению Леннона, освобождение являлось результатом внутренних усилий, выраженных через медитацию и психоделические средства. Этому посвящена «Revolution», текст которой, разумеется, написал Джон. Но после женитьбы на авангардистке Йоко Оно в 1968 году он пришел к выводу, что внутренняя свобода возможна только при свободе внешней и увлекся политическим радикализмом. Молодожены провели акцию «постельная забастовка», 7 дней пролежав в постели в знак несогласия с войной во Вьетнаме, перед этим пригласив журналистов, чтобы те сделали фотографии для прессы. Весной 1970 года Джон сделал официальное заявление о том, что покидает коллектив, хотя членам группы он заявил об этом еще в сентябре 1969, а незадолго до этого с аналогичным заявлением выступил Маккартни. Причиной распада легендарной группы считаются творческие разногласия музыкантов и их стремления развивать сольные проекты. Также исследователи творчества The Beatles называют причинами их распада антипатию, которую испытывали другие члены группы по отношению к Йоко Оно, и увлечение Джона наркотиками, которые прочно вошли в его жизнь после прочтения книги Тимоти Лири «Психоделический опыт».Христианство уйдет. Оно исчезнет, сократится. Я даже не хочу спорить об этом, я знаю, что я прав и моя правота будет доказана. Мы [The Beatles] в данный момент популярней, чем Иисус. Я не знаю, что исчезнет первым – рок-музыка или христианство. Ничего против Иисуса не имею, но его последователи – дремучие и заурядные люди. Их лицемерия губит христианина во мне.
Сольная карьера
После ухода из The Beatles Леннон быстро приобрел славу «поэта левого крыла». Вместо легкомысленных песенок про любовь он сочиняет депрессивные лирические баллады, в которых вскрывает нарывы собственных душевных травм и сочувствует рабочему классу («Working Class Hero»). В 1970 году Джон окончил работу над первым сольным альбомом. «Plastic Ono Band» был записан на фоне лечения от наркозависимости и нового опыта самопознания, который Джон получил в процессе лечения у доктора Артура Янова, делавшего упор на эмоциональном переживании и осмыслении детских травм. Альбом был признан ведущими музыкальными критиками, тексты Джона, его музыка и голос проникали в сердца слушателей, заставляя их взглянуть на мир другими глазами. Следующий альбом Джона вышел в 1971 году. «Imagine» был назван по заглавной композиции, отражавшей политические взгляды Джона, и являющейся, по сути, призывом к всеобщему миру. Несмотря на то, что альбом «Imagine» был встречен критиками более холодно, чем «Plastic Ono Band», он так же вошёл в список «100 величайших альбомов», составленный редакторами и колумнистами издания Rolling Stone. Переехав в 1971 году в Соединённые Штаты, Джон вместе с Йоко примкнул к сторонникам крайне левых политических взглядов, последователям коммунизма, маоизма, анархо-коммунизма и других радикальных течений, что, конечно, было встречено неодобрительно властями.В декабре 1971 года Леннон и Йоко Оно вместе с остальными идейными лидерами «нового левого движения» приняли участие в митинге-концерте в поддержку политзаключенного Джона Синклера, хиппи и основателя антирасистского общества «Белые пантеры», уверенного, что рок может подвигнуть молодых людей на свержение капиталистического строя. В это время Леннон начинает следовать по пути, от которого уже отказались многие его коллеги вроде Боба Дилана – писать песни про конкретные события, которые легли в основу альбома «Sometime in New York City» (1972): забастовки в Ирландии, аресты Джона Синклера, Анжелы Дэвис и др. Контраст с альбомом «Imagine» был таким очевидным, что пластинка получила разгромные отзывы. Критики писали: «Леннон собрал все возможные левацкие клише, но они не компенсируют полное отсутствие уверенности в своих словах».
С 1975 года Джон взял тайм-аут в музыкальной карьере, что многие биографы объясняют прежде всего рождением сына Шона. Во время перерыва, продлившегося около пяти лет, он написал автобиографическую книгу и создал цикл рисунков, которые были опубликованы уже после его смерти.Администрация президента Никсона предприняла комплекс мер против антивоенной пропаганды, под которые попал и Леннон, в результате чего ему было отказано в постоянном проживании на территории Соединённых Штатов. Проблему с властями он смог решить только спустя четыре года.
Личная жизнь Джона Леннона
Незадолго до гибели матери, в 1957 году, Джон познакомился с Синтией Пауэлл, которая училась в Ливерпульском колледже искусств. По воспоминаниям Синтии, сначала Джон не понравился ей, он был надменным, острым на язык и мог запросто обидеть кого-то своими шутками. Узнав о смерти Джулии, Синтия пожалела Джона и посмотрела на него другими глазами, ведь она сама не так давно потеряла отца, к которому была привязана. В бунтаре и хулигане, который противопоставлял себя всему миру, она разглядела ранимого поэта и была одной из немногих, кто поверил в его гениальность и будущий успех.Как рассказывает Синтия, тогда Джон только создал The Quarrymen и первые композиции показывал ей. Спустя несколько месяцев после знакомства она поняла, что влюбилась; вспыльчивый нрав Джона немного пугал её, но ничего поделать с собой она не могла. Услышав от Синтии, что она ждёт ребёнка, Джон предложил пожениться потому что, как он сказал, у них нет другого выбора, и летом 1962 года состоялась их свадьба. Первенец музыканта Джулиан появился на свет в апреле 1963 года, а его крёстным отцом стал Брайан Эпстайн. Некоторые исследователи творчества Джона полагают, что на написание легендарной «Lucy in the Sky with Diamonds» его вдохновили рисунки маленького Джулиана, который изобразил акварелью свою подругу из детского сада по имени Люси О'Доннелл (другие склоняются, что в песне поётся о наркотиках, а именно о диэтиламиде лизергиновой кислоты, LSD, что зашифровано в названии). Другой песней, появлению которой мир обязан Джулиану, является «Good Night», колыбельная.
В 2011 году Джулиан дал интервью, в котором признался, что в детстве страдал от недостатка внимания со стороны отца. Его рождение совпало с началом битломании, так что отец большую часть времени проводил на гастролях. «Он был молод и не знал, зачем ему это все. Поэтому у меня до сих пор нет детей. Я не готов к отцовству. Сначала я хочу понять, кто я такой», – сказал Джулиан. Когда слава The Beatles захватила Британию, Синтия, по её словам, не смогла научиться вести богемный образ жизни: днём она сидела с Джулианом, а вечером нехотя соглашалась отправиться с Джоном на очередную вечеринку со знаменитостями. Однажды Джон показал ей небольшую заметку в газете, в которой говорилось о художнице-японке, снявшей фильм, состоявший из снятых крупным планом ягодиц. В свойственной ему язвительной манере Джон прокомментировал заметку, сказав «у этой японки, наверное, крыша съехала». Тогда, вспоминает Синтия, она расхохоталась и вскоре забыла о сумасшедшей художнице, которая и стала причиной их развода.
Джон и Йоко
Первая встреча Джона с Йоко Оно, которую он назвал сумасшедшей, состоялась 9 ноября 1966 года в художественной галерее в Лондоне, где было представлено несколько её инсталляций. На момент знакомства Джону было 25 лет, а Йоко уже исполнилось 33. По возвращении домой музыкант рассказал жене, что выставка нисколько не впечатлила его, а странная японка оставила в своём дневнике заметку, в которой написала о том, что, наконец, встретила того, кого сможет полюбить всем сердцем. Несмотря на то, что история любви Джона Леннона и Йоко Оно считается одной из самых ярких историй любви XX века, многие биографы отрицают, что пару связывали искренние чувства. Одним из тех, кто полагает, что художницей двигал корыстный интерес и желание прославиться, является журналист Рэй Коннолли, бывший лично знакомым и с Йоко, и с Джоном. В своей книге «Беспокойная жизнь Джона Леннона» Коннолли описал Йоко как охотницу за деньгами. Журналист рассказывает, что художница буквально преследовала Леннона на протяжении года, забрасывая его письмами, которые он прятал от жены. В 1968 году Джон уступил натиску Йоко и проспонсировал её выставку, после чего её стали замечать в компании легендарных музыкантов всё чаще и чаще. В 1968 году Синтия застала мужа с Йоко, когда вернулась из Греции, где отдыхала с Джулианом. Джон и Йоко, как утверждает Синтия, сидели на открытой веранде в домашних халатах. Синтия не услышала от мужа слов оправдания или просьб о прощении, по её воспоминаниям, он просто посмотрел на неё и лишь бросил равнодушное «Привет», после чего она молча покинула дом.Развод был оформлен в ноябре 1968 года, в это время Джон и его любовница одинаково одевались и носили волосы распущенными на прямой пробор, и вскоре стали, по словам журналиста Коннолли, брендом – странным и притягательным. Совместный альбом Джона и Йоко «Unfinished Music No.1: Two Virgins», на обложке которого они были сняты совершенно голыми, вышел в 1968 году, в музыкальных магазинах пластинка продавалась обернутой в коричневую бумагу. Что бы ни делали Джон и Йоко вместе, записывали музыку, снимали ли фильм, фотографировались или рисовали, всё превращалось в знаковый и революционный арт-объект, но они не творили искусство, они сами были искусством. 20 марта 1969 года Джон и Йоко поженились в Гибралтаре и провели медовый месяц, почти не вставая с постели в знак протеста против войны во Вьетнаме, а в их спальне постоянно находились журналисты. Как пишет Коннолли, Джон был в абсолютном восторге от того, что женился на художнице-революционерке. С ней, пишет журналист, он больше не был музыкантом, он стал тем, к чему стремился всю жизнь, художником. Также в своей книге британский журналист в подробностях описывает подстроенный Йоко адюльтер. Как утверждает Коннолли, художница предложила Мэй Панг, работавшей личной помощницей Джона, стать его любовницей, и та согласилась. Связь длилась до 1973 года, около полутора лет, и закончилась внезапно, когда Джон решил встретиться с Йоко, которая нашла ему врача-гипнотерапевта, после чего не вернулся к Мэй Панг и даже не стал отвечать на её звонки. 9 октября 1975 года, в тридцать пятый день рождения Джона, на свет появился его второй сын Шон. Известно, что сорокалетняя Йоко, уже имевшая дочь от первого брака, перенесла несколько выкидышей и не сразу решилась оставить ребёнка. Только взяв с Джона слово, что он лично займётся воспитанием ребёнка, она пообещала ему не делать аборт. По настоянию Джона фотограф делал снимки его сына каждый день, а сам он оставил музыкальную карьеру, став, как он сам себя называл, домохозяином. Творческий перерыв Джон завершил в 1980 году, незадолго до своей смерти.