Cамые длинные дни уже позади, а вот настоящая жара только приближается. 25 июня (12 число по старому стилю) в народе получило название Петров Солнцеворот.
Солнцеворот – потому что с этого дня солнце формально начинает свой путь к зиме (хотя лето только начинает разгораться по-настоящему). Петров – потому что в этот день церковь вспоминала святого Петра Афонского.
Воин, ставший святым
Много веков назад в Греции жил военачальник. Звали его Петром, служил он императору верой и правдой. Война с сирийцами обернулась для него пленением – заперли его в крепости у большой реки, и сидел он там в цепях, размышляя о своей судьбе.В темнице вспомнил Петр старую мечту – уйти от мирской суеты, стать монахом. Эта мысль когда-то приходила ему в голову, да так и осталась мыслью. Теперь же, в неволе, он понял: не зря его постигла такая участь. Стал поститься, молиться горячо, просить заступничества у святых.

Источник:
DALL-E
Отправился он в Рим, где сам Папа постриг его в монахи – тоже по божественному велению, которое получил во сне. А дальше путь лежал на Святую гору Афон, где прожил Петр пятьдесят с лишним лет в полном одиночестве, борясь с темными силами и погружаясь в молитву.
25 июня в народной культуре
Русские крестьяне прозвали этого святого Солнцеворотом. Приметили они: после 12 июня (по старому стилю) дни становятся короче, хоть жара только набирает силу. Говорили так: «Солнце поворачивается на зиму, а лето – на жару».Действительно, самая знойная пора впереди, но световой день уже пошел на убыль. Это природное явление стало основой для множества хозяйственных примет и обычаев.
Последние посадки
В этот день спешили с последними «огородными» делами. Капустную рассаду сажали в самый раз – позже уже поздно будет. Потому и прозвали этот день «запоздалым капустником».Семена тоже сеяли по особому правилу: до обеда – светлые (пшеницу, овес), после обеда – темные. Особенно любили в этот день сеять гречиху. Верили: кто успеет посеять гречу на Петра, тот зимой блинов наестся вдоволь.
У воды с удочкой
Петра называли еще и Рыболовом. В этот день непременно шли к реке или озеру за рыбой. А дома варили уху – главное блюдо праздника.Знали три вида ухи. Белую готовили из мелкой рыбешки с луком. Черную – из крупной рыбы с перцем и корицей. А красная считалась самой вкусной – из благородных пород с шафраном, золотистая и душистая.Интересно, что когда-то ухой называли любой суп, не только рыбный. Но постепенно это слово закрепилось именно за рыбными похлебками. В каждой местности варили по-своему: на севере добавляли молоко, на юге – помидоры.
Небесные знаки
Погода в этот день много значила для крестьянина. Ясно – значит, сено косить будет легко и приятно. Дождь – жди мокрого сенокоса, хлопотного и трудного.Следили за всем: как птицы летают, куда ветер дует, какого цвета облака. Обильная роса сулила богатый урожай. Белесые тучи предупреждали о граде. Туман к вечеру и много росы – к долгой хорошей погоде.
Запреты и разрешения
В старину люди считали: в этот день нельзя есть суп без рыбы – навлечешь на себя неприятности. Рано спать ложиться тоже не стоило – задуманное может не сбыться. Темную одежду не надевали – боялись, что солнце обидится и пошлет проливные дожди. Корову покупать не советовали – может заболеть у новых хозяев. Беременным женщинам запрещали давать гладить живот чужим людям – ребенок родится слишком доверчивым.Зато рыбный суп варить – дело святое. Кто отведает ухи, у того в жизни светлая полоса начнется. А если с последней ложкой желание загадать – непременно сбудется.Траву в этот день не косили – верили, что через острое железо нечистая сила в дом пробраться может.
Хорошо было в этот день у воды посидеть с удочкой, последнюю рассаду пересадить, о важном подумать, с друзьями поговорить по душам. И одеваться лучше в светлое – солнцу приятнее.
Так переплетались в народной жизни вера и быт, наблюдения за природой и заботы о хозяйстве, создавая неторопливый ритм деревенской жизни, где каждый день имел свой смысл и свое место в годовом круге.