Wildberries

Название:
ООО «Вайлдберриз»
Год создания:
2004
Направление деятельности:
интернет-магазин

История компании Wildberries

Wildberries – крупнейший в России маркетплейс, который по праву называют «русским Amazon». Интернет-магазин одежды, обуви, электроники и бытовых товаров на рынке с 2004 года и за это время прошел путь от одного из многочисленных онлайн-магазинов одежды до конкурента российских гигантов Ozon и Lamoda и даже китайского AliExpress. В феврале 2021 года стоимость Wildberries оценивалась в $14,52 миллиарда, что сделало ее второй в рейтинге самых дорогих компаний рунета – после Яндекса.
Сейчас маркетплейс Wildberries – одна из самых дорогих компаний рунета
Сейчас маркетплейс Wildberries – одна из самых дорогих компаний рунета
Компания с годовым оборотом 437,2 млрд рублей продолжает развиваться и расти, осваивая в том числе и зарубежные рынки. А ее основательница стала второй после Елены Батуриной женщиной-миллиардером, попавшей в списки российского Forbes (и обошла ее в этом рейтинге октябре 2021 года).

Биография основательницы Wildberries

Основательница компании – Татьяна Бакальчук (1975 г.р.). В этот сугубо семейный бизнес она и ее муж подтянули многих родственников, «вырастив топов внутри компании», – говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Основательница Вайлдбериз Татьяна Бакальчук
Основательница Вайлдбериз Татьяна Бакальчук
По национальности Татьяна – кореянка, выросла в Подмосковье. До замужества носила фамилию Ким. Окончила Московский государственный областной социально-гуманитарный институт и стала репетитором английского.

В 2004 году у Татьяны и ее мужа Владислава Бакальчука появился первенец (сейчас в семье уже семеро детей), а вместе с ним и идея открыть свой бизнес. Ее муж на тот момент уже был опытным предпринимателем и занимался тем, что проводил интернет в жилые дома в компании UTech. По образованию он радиофизик, так что в учрежденной вместе с Алексеем Фадеевым фирме он отвечал за техническую часть.

Сегодня он делит обязанности по управлению интернет-магазином вместе с женой. Как сообщают источники внутри компании, Татьяна занимается развитием социальных сетей, отвечает за взаимодействие сотрудников, товарный ряд магазина, а Владислав решает вопросы продаж, закупок и маркетинга.

История создания

В первом подробном рассказе о Wildberries в журнале Forbes говорится об отсутствии стартового капитала, опыта и знаний у основателей интернет-магазина, но в этом несомненно есть определенная доля лукавства.

К 2006 году выручка Utech, компании Бакальчука и Фадеева, составляла 30 млн рублей, чистая прибыль – 1,2 млн, так что семейной паре вполне хватило средств для оформления первого сайта Wildberries в энергичных фиолетовых оттенках, ставших визитной карточкой компании. Фирма, которая этим занималась, UT Design, уже успела сделать сайт для мастерской родственницы Вячеслава «Ваша шляпка» и магазина компьютерной техники для друга четы Бакальчук.
Татьяна Бакальчук с мужем в молодости
Татьяна Бакальчук с мужем в молодости
В 2007 году бизнес Бакальчук и Фадеева был продан московскому провайдеру NetByNet. Татьяна и Владислав отказались это комментировать, уточнив лишь, что вырученные от продажи деньги на развитие Wildberries не пошли. Так ли это на самом деле, неизвестно.

На первых порах Татьяна просто перепродавала одежду и обувь из немецких каталогов «Otto» и «Quelle». Компания, основными сотрудниками которой стали люди из их ближайшего окружения, активно расширялась и развивалась, а всё благодаря двум важным условиям: Татьяна не брала предоплату, а наценку установила самую минимальную – 10%, причем для всей страны, тогда как конкуренты брали с москвичей 15%, а с жителей периферии до 30%.
Первое интервью с Татьяной Бакальчук (2018)
Кроме того, Бакальчуки занимались одеждой из секонд-хенда, продавая ее в ТЦ «Динамит» района Выхино-Жулебино и через созданный интернет-магазин. Впрочем, сегодня основатели компании Wildberries утверждают, что к онлайн-ресурсу вещи «из вторых рук» отношения не имеют.
Супруги и бизнес-партнеры
Супруги и бизнес-партнеры
В какой-то момент совладельцем компании становится еще один человек – Сергей Ануфриев. Он работал в фитнес-клубе в том же ТЦ, где работал «семейный» секонд-хенд. Он предложил новым знакомым приобрести у него крупную партию вещей Adidas. Фирма спортивной одежды стала одним из первых поставщиков Wildberries, а Ануфриев – бизнес-партнером семьи Бакальчук. Как сообщают СМИ, он занимается развитием логистики и службы доставки.

Кроме того, Ануфриев работал над созданием службы безопасности, участвовал в переговорах с партнерами, особенно проблемными. Сегодня он является соучредителем работающих с интернет-магазином нескольких курьерских фирм. Сегодня без его участия в компании не решается ни один финансовый вопрос, причем его мнение по некоторым вопросам становится решающим.

Как устроен бизнес

Изначально Бакальчуки пользовались почтой России, заказывая товар у поставщиков с минимальной отсрочкой платежа. Однако это породило множество типичных проблем: посылки терялись, задерживались или повреждались в пути, покупатели были недовольны, жаловались на брак и контрафакт. И супруги решили построить собственный склад. Он появился в Подольском районе Подмосковья в 2016 году. В 2019 году склад расширили по схеме built-to-suit, вложив в него в общей сложности более 15 млрд рублей.
Татьяна Бакальчук рассказывает, как организовать бизнес
Wildberries предпочитает экономить на оборудовании, автоупаковщиках, сортере. Зато компания одной из первых ввела бесплатную доставку, а вся логистика строится вокруг ПВЗ (Пунктов Выдачи Заказов). Они играют роль микрораспределительных центров. Товар поступает сюда напрямую, часть выкупается, часть остается на какое-то время, перевозится на другой пункт или возвращается на склад. Это позволяет снизить расходы на самую убыточную категорию – «возвратную логистику».
Пункты выдачи заказов покрывают каждый микрорайон
Пункты выдачи заказов покрывают каждый микрорайон
Товары от поставщиков принимают в самых разных городах. Оттуда их отвозят на склад, а после поставляют в более отдаленные области или другие странны – Беларусь, Украину, Польшу, Армению, Казахстан, Киргизию. При этом выбирается наиболее приоритетный для той или иной страны склад. Например, для Беларуси это Санкт-Петербург, а для Казахстана – Новосибирск. Все это мотивирует поставщиков сотрудничать с Wildberries, поскольку сокращает период ожидания при сдаче товара и расходы на его доставку.

Масштабы позволяют окупить затраты на логистику, ведь когда фура везет товар не на 200 тысяч, а 1 млн рублей, это существенно меняет дело. У Wildberries более 7 тысяч пунктов выдачи, причем львиная доля поставок осуществляется в регионы.

Выбиться в лидеры интернет-магазину позволила особая позиция в отношении поставщиков. Если раньше компания самостоятельно закупала товар, то в кризис 2014 года перестала. Поставщикам было предложено самостоятельно добавлять ассортимент на сайт, отвечать на вопросы и претензии клиентов, а Wildberries живет тем, что берет комиссионные.
За что ругают Wildberries? / Штраф, оборачиваемость, платное хранение, логистика, пропажа товара
Продавец может выбрать, где хранить свой товар. Если он воспользуется складом маркетплейса, то комиссия будет выше, обойдется своими силами – ниже. Что очень важно – цены устанавливает интернет-магазин, не согласовывая с поставщиками скидки и акции, а их он проводит каждый день.

Преимущества компании для клиентов

  1. Бесплатная доставка.
  2. Наличие пункта выдачи заказов в шаговой доступности от дома.
  3. Возможность примерки.
  4. Отсутствие предоплаты. С началом пандемии COVID-19 компания ее ввела, но потом отменила.
  5. Возможность покупки товара в рассрочку или кредит.
  6. Личная скидка долгое время рассчитывалась от процента выкупа, что отпугивало покупателей от заказа нескольких похожих вещей на выбор, но позже схему изменили – теперь скидка рассчитывается от общей суммы выкупа.
  7. Возможность отказаться от ранее заказанного товара или сдать его в течение 21 дня после покупки.

Скандалы

С началом 2017 года Wildberries начала все чаще конфликтовать с поставщиками. Год еще не успел подойти к концу, а компания получила от своих партнеров больше двух десятков исков. Одни были связаны с банкротством, другие с требованием вернуть долг за поставленный товар. В частности, компанию The Department возмущало желание Wildberries вернуть весь нераспроданный товар, а когда представители фирмы отказались его принять, интернет-магазин выдвинул ультиматум: либо поставщик забирает остатки вместе с деньгами за проданный товар, либо остается без денег совсем, забирая весь товар. Такие суды маркетплейс выигрывает легко, практически не страдая от заявляемых в исках сумм при многомиллиардной ежегодной выручке.

В эпоху глобальной пандемии глава компании предложила продуктовым магазинам закрыться:
Во-первых, мы обращаемся к фуд-ретейлерам: пожалуйста, не лукавьте, прикрываясь постановлением, что вы и так делаете все, чтобы обеспечить как можно меньший контакт между людьми в ваших торговых залах. Мы все прекрасно знаем, что сейчас творится в ваших магазинах. Мы предлагаем присоединиться к нам и перевести все ваши магазины в режим пункта выдачи заказов.
Конечно, это не могло не вызвать возмущение общественности как с одной, то есть стороны продавцов, так и с другой – покупателей. Даже входящие в объединение маркетплейсов участники, собранные Бакальчук, открестились от этого заявления, сказав о том, что не поддерживают подобные инициативы. В самом интернет-магазине Wildberries сообщили, что это решение было принято игроками рынка сообща, то есть совместно с компаниями, входящими в Ассоциацию компаний интернет-торговли. При этом представители Wildberries сообщили, что призыв их основательницы развивать онлайн-торговлю просто неверно истолковали.
Обращение Татьяны Бакальчук к покупателям, ритейл-сообществу и государству
Поставщики часто жалуются на очень жесткие условия скидок в Вайлдбериз. Например, по время «чёрной пятницы» в ноябре 2020 года маркетплейс потребовал от всех поставщиков снизить цены на 25% – или снять товар с продажи до окончания распродажи, а то и расторгнуть контракт с площадкой. «Мы не готовы к дальнейшему сотрудничеству с нелояльными продавцами», – письмо с такой фразой магазин рассылал продавцам.

Такие условия выгодны для рядовых покупателей, ведь цены в Wildberries могут быть ниже, чем в магазинах официальных поставщиков. На что часто жалуются покупатели, так это на мнимые скидки, когда магазин завышает изначальную цену (порой в десятки раз) и ставит скидку, после которой товар «теряет» в цене 90%, фактически же цена остается неизменной.
Wildberries грешит фальшивыми скидками
Wildberries грешит фальшивыми скидками
В марте 2023 года сотрудники пунктов выдачи заказов по всей России начали протестовать из-за новых правил. Компания ввела новую система штрафов, обязав ПВЗ выплачивать 100% стоимости товара, который покупатели вернули из-за брака. Штрафы списывались с зарплаты сотрудников вплоть до ухода в минус. Один из менеджеров ПВЗ прокомментировал причины протестов так:
Протесты начались, в первую очередь, из за депремирования за брак в размере 20 процентов от стоимости товара. Этот товар потом пускали по кругу по многим ПВЗ и со всех списывали деньги. Вслед за этим Wildberries решил ввести полное депремирование за подмену вещи, которая может прийти со склада, оспорить это нельзя

Благотворительность

Известно, что Wildberries поддерживает фонд Константина Хабенского. Маркетплейс запускал акции, когда каждый из покупателей мог выбрать любой товар по своему усмотрению и подарить его нуждающемуся человеку. По такому же принципу владельцы устроили в преддверии 2020 года акцию «Добро».

В апреле 2020 года компания передала 1 млн масок для защиты от коронавирусной инфекции в больницы, волонтерские центры и благотворительные организации.